Профилактическое будущее

Русский бизнес
Москва, 24.12.2018
«Эксперт» №1-3 (1103)

Недавно Минздрав выдвинул идею расширения Национального календаря профилактических прививок РФ (НКПП) и увеличения под это выпуска отечественных вакцин, который и без того стремительно растет.

За последние пять лет производство вакцин в России выросло почти в два с половиной раза, за последний год — почти на треть. Однако такой рост производственных объемов иммунобиологических препаратов в первую очередь обеспечен не рыночными факторами, а увеличением государственных закупок в НКПП. По данным Минздрава, за 2018 год госвложения в НКПП, не считая региональных затрат на вакцинацию, составили около 13 млрд рублей.

Главный бенефициар впечатляющего роста рынка — Национальная иммунобиологическая компания («Нацимбио»), входящая в госкорпорацию «Ростех». Пять лет назад «Нацимбио» была определена правительством в качестве единого поставщика отечественных иммунобиологических лекарственных препаратов в НКПП. Если ранее в нацкалендарь прививок могли поставлять свою продукцию разные иммунобиологические компании, то теперь производители обязаны сначала договариваться с «Нацимбио», чтобы продавать продукцию ей, а та, в свою очередь, уже поставляют продукцию в лечебно-профилактические учреждения страны. Создание подобного рода монополии государство объясняет соображениями национальной безопасностью.

Впрочем, несмотря на то что российский рынок вакцин более чем на 90% состоит из госзакупок, это еще не повод закрывать на него глаза. В глобальной экономике это очень перспективное направление; в последние годы в мире этот рынок прирастает почти на 10% в год. В направлении развития вакцинации смотрят все передовые страны, а Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) подчеркивает, что за профилактикой будущее человечества, особенно в свете старения населения планеты. В настоящее время мировой рынок вакцин составляет порядка 30 млрд долларов в год (доля России — один процент), при этом почти 80% принадлежит четырем компаниям — английской GlaxoSmithKline, французской Sanofi Pasteur и американским MSD и Pfizer. Все они так или иначе представлены в нашей стране, как правило в партнерстве с крупнейшими отечественными производителями — компаниями «Микроген», «Форт» (входят в «Нацимбио»), «Нанолек» и «Петровакс».

У России в перспективе есть возможности выхода на глобальный рынок, однако сначала необходима огромная «домашняя работа» по созданию и внедрению в производство собственных разработок. В 2019 году «Ростех» совместно с Минпромторгом и другими ведомствами должен подготовить проект развития производства отечественных иммунобиологических лекарственных препаратов. Стоит также задача сформировать новую стратегию расширения Национального календаря прививок по трем направлениям: включению в него новых нозологий, увеличению охвата населения вакцинацией и введению современных комбинированных вакцин. Подобным образом произойдет и модернизация региональных прививочных календарей по эпидемиологическим показаниям. Бюджеты на проведение этих мероприятий сейчас утверждаются, но оче

У партнеров

    «Эксперт»
    №1-3 (1103) 24 декабря 2018
    Вероятности 2019 года
    Содержание:
    Экономика и финансы
    Потребление
    Реклама