Неопределенность — основное состояние Британии в экономике, во внутренней и внешней политике. Жизнь страны на годы вперед будет определять брекзит в любом его варианте

Политическая турбулентность в Великобритании в апогее. И широкая общественность, и элиты раскололись по вертикальной оси политического спектра (на брекзитеров и бремейнеров), почти забыв о классическом противостоянии по его горизонтальной оси (правые — левые). В стране не сформировалось мнение значимого большинства по какому-либо из вариантов брекзита. К тому же британцы не видят ни в одном из ведущих политических деятелей общенациональную фигуру, способную составить альтернативу Терезе Мэй (она имеет наименьший отрицательный рейтинг).

Премьер-министр исключает как второй референдум об отношениях Британии с ЕС, так и новые досрочные выборы. Однако патовая ситуация в парламенте может их спровоцировать. Учитывая, что рейтинги популярности тори и лейбористов находятся в рамках статистической погрешности, консерваторам не гарантирован исход возможных досрочных выборов (очередные в 2022 году), тем более что электорат воспринимает Консервативную партию как более расколотую, чем Лейбористская, а расколотые партии выборы не выигрывают.

Цена брекзита

Прогнозы темпов роста экономики Британии на 2019 год от ведущих международных организаций (ОЭСР, МВФ, ООН), Банка Англии, консалтинговых компаний и мозговых центров разнятся (от 1,1 до 1,8%). В то время как британское Управление бюджетной ответственности повысило прогнозы на 2019 и 2020 годы, экономический рост до 2023 года не достигнет уровня, который наблюдался до проведения референдума. По прогнозам МВФ, рост в еврозоне в 2019 году составит 1,9%. Учитывая, что МВФ прогнозирует замедление мирового экономического роста, представляется затруднительным отделить влияние брекзита от общего состояния мировой экономической конъюнктуры.

Неопределенный характер носят прогнозы для Британии до 2024 года. Референдум, считают экономисты, сказался на перспективах развития экономики, а ВВП растет медленнее, чем по прогнозам до референдума. В целом прогнозы состояния экономики Британии на ближайшие годы (вплоть до 2030-го) предполагают снижение темпов роста независимо от вариантов брекзита.

В самой Британии объективность прогнозов наталкивается на субъективные предпочтения сторонников (бремейнеров) и противников (брекзитеров) членства Британии в ЕС. Так, по мнению канцлера казначейства Филипа Хэммонда (бремейнер), в случае выхода без сделки (и перехода на правила ВТО) замедление экономического роста снизит доходы государства. В результате до 2033/34-го финансового года государственные заимствования будут увеличиваться на 80 млрд фунтов стерлингов ежегодно, а рост ВВП в течение пятнадцати лет будет на 7,7% ниже. Правительство уже отказалось от мер «жесткой экономии» и от задачи сбалансировать бюджет к 2020 году, поставленной еще при Дэвиде Кэмероне. Казначейство готовилось и к дополнительному финансированию ключевых министерств на случай выхода из ЕС без сделки.

Правительство в октябре 2018 года представило бюджет на 2019/20-й финансовый год (начинается в апреле), обозначив завершение «жесткой экономии» и повысив социал

У партнеров

    «Эксперт»
    №1-3 (1103) 24 декабря 2018
    Вероятности 2019 года
    Содержание:
    Экономика и финансы
    Потребление
    Реклама