Поднять цены и умереть

Компании, работающие на потребительском рынке, вынуждены до последнего сдерживать рост цен на товары и услуги. Однако обострившаяся конкуренция приведет к сокращению числа игроков и консолидации рынков во всех отраслях

ТАСС

Повышение с января НДС более чем на 11%, прогнозируемое снижение курса рубля, резкое подорожание моторного топлива, увеличение стоимости кредитов — все это, по ожиданиям экспертов и предпринимателей, вызовет в текущем году дополнительную инфляционную волну, снизит едва оживший спрос со стороны населения и приведет к сокращению маржинальности бизнеса. Из-за действия только этих четырех «навязанных» внешних факторов (не считая внутрирыночных конъюнктурных причин) эксперты прогнозируют средний рост цен вдвое выше плановой инфляции. И уже сейчас среди производителей разворачивается битва за кошельки потребителей, то есть за возможность как можно дольше сдерживать отпускные цены, чтобы удержаться на рынке и уже потом заработать за счет покинувших его конкурентов.

«Всенемогущий» спрос

Многие опрошенные нами эксперты и участники потребительского рынка мрачно смотрят на свои перспективы в этом году. В 2018-м почти на 10% подорожали бензин и дизельное топливо, что вдвое выше инфляции и уровня роста 2017 года. На четверть обесценился укреплявшийся два года подряд рубль, который может еще больше ослабеть в этом году (по оценкам, до 70–75 рублей за доллар и выше) из-за возможного наложения наиболее строгих санкций против России и оттока капитала. Наконец, правительство добавило и от себя новогодний «подарок» бизнесу: обещав прежде не увеличивать налоговую нагрузку (что многие и заложили в инвестпроекты), повысило с января НДС с 18 до 20%; кроме того, выросла ключевая ставка Центробанка. Как результат, по итогам четвертого квартала 2018-го, согласно очередному исследованию НИУ ВШЭ, произошло заметное ухудшение делового климата в организациях, производящих и реализующих товары широкого социального назначения. При этом наиболее заметное снижение спроса и сокращение объема продаж отметили производители пищевых продуктов и лекарств и реализующие их оптовые фирмы. Они же ожидают наибольшего повышения себестоимости и в будущем году. В ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» подсчитали, что все четыре негативных фактора только в первом квартале 2019 года приведут к росту потребительских цен на продукты на восемь процентов, это на треть выше ожидаемой инфляции, а что будет дальше, сказать и вовсе трудно. Другие эксперты дают прогнозы по инфляции по итогам текущего года на продовольственном рынке 10–12%, что будет уже вдвое выше ожиданий правительства. «Только повышение НДС на два процентных пункта приведет к повышению себестоимости конечной продукции на 4–12 процентов в разных секторах продовольственных рынков, поскольку НДС взимается по всей цепочке поставок и услуг для производства, — говорит исполнительный директор “Руспродсоюза” Дмитрий Востриков. — Это и сырье, и множественные ингредиенты, оборудование, запчасти, логистика, упаковка и многое другое. По всей цепочке скажется и повышение цен на ГСМ, и удорожание оборотных кредитов, за счет которых живут многие переработчики». Уже с начала года, согласно мониторингу Росста

У партнеров

    «Эксперт»
    №4 (1104) 21 января 2019
    Либерализму нужна демократия
    Содержание:
    Либерализм нуждается в демократии

    К концу 20-х годов нового столетия в России наконец рождается демократия, способная противопоставить неолиберальной элите полнокровную концепцию развития суверенного государства. Ее фундамент — гражданское общество, национальная элита, эффективная налоговая система и развитый внутренний рынок

    Реклама