Конец таблицы Менделеева

Повестка дня
Москва, 01.04.2019
«Эксперт» №14 (1114)

В Объединенном институте ядерных исследований (ОИЯИ) в Дубне открыли грандиозную научную установку — ускоритель ДЦ-280, заложенный семь лет назад. Буквы ДЦ означают город (Дубна) и тип ускорителя (циклотрон).

В середине XIX века, когда Дмитрий Менделеев открыл свой периодический закон, было известно лишь о 63 химических элементах. К сегодняшнему дню человечество открыло почти вдвое больше — 118. При этом последние пять были получены в новом веке в России усилиями ученых ОИЯИ. Борьба за первенство в открытии еще более тяжелых элементов и изучении существующих продолжается. ДЦ-280 стал центром гигантской «фабрики» тяжелых химических элементов: их не существует в природе, но они могут быть получены в экспериментальных условиях.

«По параметрам, по интенсивности “фабрика” превосходит всё, что сегодня есть в мире в данной области. Это открывает новые возможности и в синтезе новых элементов, и в изучении их свойств», — рассказал журналистам Сергей Дмитриев, директор лаборатории ядерных реакций ОИЯИ. На открытии циклотрона присутствовали представители 18 стран — участниц ОИЯИ: многие из этих стран участвовали в разработке важных элементов ускорителя. Отладка оборудования займет еще несколько месяцев, а уже в конце года планируется начать эксперименты — обстреливать ядра берклия (содержит 97 протонов) ядрами титана (22 протона). Это может позволить получить следующий, 119-й, элемент (97 + 22 = 119).

Как отмечают ученые, важно не просто получить элементы сами по себе, но изучить их свойства — возможные химические реакции, их особенности. Так, 119-й элемент станет первым в восьмом периоде таблицы Менделеева. Конкурентами ОИЯИ в поиске 119-го и 120-го элементов могут стать Институт физико-химических исследований (Япония) и Центр по изучению тяжелых ионов (Германия). Специалисты всех этих центров ожидают, что 119-й и 120-й элементы реально получить в ближайшие пять лет.

Отметим, что все тяжелые элементы отличаются крайне малым временем жизни. Вопрос, сколько в принципе возможно открыть химических элементов, остается непроясненным. Многие придают особое значение номеру 126 (это число даже называют магическим), который гипотетически может оказаться более стабильным, чем предыдущие. Но все эти гипотезы требуют новых прорывов от физиков. Для выхода за пределы 120-го номера, вероятно, необходимы новые экспериментальные подходы. Вполне возможно, что ученые будут перепрыгивать к гораздо более высоким номерам, а не двигаться по элементам последовательно. На этом пути ученые надеются достичь предполагаемой области долгоживущих сверхтяжелых элементов — так называемого острова стабильности — и получить возможность изучить их свойства. Все эти эксперименты, казалось бы далекие от жизни, способны подстегнуть новые технологии и методы, которые помогут создать необходимые для медицины радиоизотопы, предоставят новые возможности в материаловедении и разработке космических спутников.

№14 (1114) 1 апреля 2019