О приостановленной первоапрельской шутке

Разное
Москва, 01.04.2019
«Эксперт» №14 (1114)

Фото: Эксперт

Слияние ярославского театра имени Волкова и петербургской Александринки в «Первый национальный театр России» подано как апофеоз идущего в нашей стране Года театра: министр культуры Мединский объявил о слиянии на пресс-конференции, созванной в День театра (27 марта) в Театральном музее. «Сегодня мы присутствуем, — сказал министр, — при историческом моменте естественного, инициированного снизу объединения двух старейших театров, каждый из которых претендовал на то, чтобы называться первым русским национальным театром. Это будет не просто формальное объединение Александринского и Волковского театров, но это будет исторически обусловленное воссоздание Первого национального театра России». Высказывание, спорное во многих отношениях. Никто не знает, что՜ неформального или естественного может найтись в слиянии театров, отстоящих друг от друга на восемьсот вёрст, да и в творческом общении особо не замеченных. Не вполне понятно, как возможно исторически обусловленное воссоздание того, чего не существовало. Что же до инициативы снизу, то это обычная чиновничья басня: так у них принято — круглое носить, а квадратное катать исключительно по просьбам трудящихся. Но не просили трудящиеся о слиянии. Директор ярославского театра Туркалов вывесил в сети открытое письмо, где рассказал, что ещё неделю назад об обсуждаемой новации и не слыхивал; что первое совещание по этому вопросу их театру навязали 26 марта, то есть накануне пресс-конференции министра. И даже на этом совещании собравшиеся не выдвинули инициативу», лишь поддержали её — по выражению г-на Туркалова, «дали согласие на диалог» об объединении.

Календарная близость Дня театра к Дню дурака подталкивает счесть эту новость первоапрельской шуткой; но для шутки, даже неудачной, она слишком тяжеловесна — она, помимо прочего, переопределяет судьбу здоровенного здания в заметном районе Москвы. Девятиэтажный «долгострой в Коломенском», начатый и возводившийся как новое здание МХТ имени Чехова, теперь, оказывается, будет достроен как сцена вновь учреждаемой химеры: Национальный театр России должен стать не только ярославско-петербургским, но ещё и столичным. А такими объектами московской недвижимости даже министры всё-таки не шутят. Так что волей-неволей придётся принимать эту странную затею всерьёз. Я с уверенностью говорю «странную», потому что даже сторонники не слишком внятно её защищают. Худрук Волковского театра Евгений Марчелли предвкушает переход театра «немножко в другой статус. Будет другой бюджет, будут гастроли — и региональные, и международные». Станет ли Ярославль давать театру больше денег за новую броскую вывеску или Минкульт подкинет за слово национальный в названии, не уточняется. Худрук Александринки Валерий Фокин говорит совсем непонятные вещи: мол, теперь оба театра будут позиционировать себя как Национальный театр России, и потому их труппы будут «вместе или попеременно» выезжать на гастроли (кто сейчас мешает?). Мол, планируется создать совместную программу спектаклей, в которой будут задействованы артисты обоих театров (зачем бы это?). Воля ваша, как-то звучит очень неосновательно.

Ярославцы сочли, что их лишают своего театра и массово — вместе со своим губернатором — обиделись. Публично запротестовал и Союз театральных деятелей. В итоге уже на следующий день премьер Медведев своим приказом приостановил приказ Мединского (и худрук Фокин тут же назвал решение премьера «мудрым»). Теперь будет организована публичная дискуссия, и можно надеяться, что затея потонет. Я хотел бы этого, так как вред от слияния очевиден: самобытный и, говорят, хороший провинциальный театр лишается самостоятельности, что едва ли пойдёт ему на пользу. Пользы же от слияния не видно никакой. Ах, совместная эксплуатация спектаклей!.. но сцены разных размеров, но транспортировка декораций стоит кучу денег — окупятся ли затраты? Да и вообще, если Минкульт считает, что Волковский театр достоин большей федеральной поддержки, мог бы её оказать и попросту, без отдачи театра под ярмо.

История эта типична для нынешнего поколения чиновничества — до ужаса типична, до карикатуры. Главных типических черт тут две, одна другой краше. Первая на виду: оптимизация через слияние. Мы наелись её досыта и у реформаторов образования (особенно в Москве), и у реформаторов здравоохранения, и у реформаторов науки. В столице слияниями число школ сократили втрое. При этом, правда, практически уничтожили систему коррекционных школ и сильно притеснили школы для одарённых детей, — но зато добились сокращения управленческого аппарата аж на 37 процентов!.. Но сливая школы (или больницы, или вузы), чиновники могли бы сказать, а порой от добра ума и говорили: да они же все одинаковые — какая разница, будут они под одним директором или под тремя? под одним даже спокойнее. Про театры и самый глупый чиновник не скажет вслух, что они есть или должны быть все одинаковые; но точно так же сливают и театры. Давно сливают, обсуждаемый случай просто вышел слишком громким — и считают себя правыми.

Вот и вторая типическая черта: они считают себя правыми, поскольку работают не по человеческой логике, а по своим KPI. А в их KPI может быть важным только то, что поддаётся оценке на калькуляторе. Так, самобытность ярославского театра не может войти с плюсом в их отчёты, а число мероприятий, посвящённых Году театра, — может; а число организационных мер по повышению эффективности использования бюджетных средств — очень может — и т. п. Музами, хоть они и богини, можно управлять: Аполлон Мусагет ими, в известном смысле, и управлял — но ведь не через KPI же! Творчество плохо поддаётся оценкам на калькуляторах, а потому нынешнее чиновничество творчества — любого, не только театрального — не понимает и не приветствует. Но коли нет творчества, а отчёты из чего-то же составлять надо, то несуразно большое место в управленческой деятельности начинают занимать манипуляции с ранее, без всякого участия сегодняшних управленцев созданными объектами. Чиновники хлопочут не о созидании, а о реорганизациях, реформах управления, слияниях да переименованиях — и не приостановишь.

У партнеров

    «Эксперт»
    №14 (1114) 1 апреля 2019
    Тайные чемпионы
    Содержание:
    Реклама