На российских ВСМ продолжается круговое движение

Русский бизнес
Москва, 22.04.2019
Который год Россия планирует начать строить высокоскоростные магистрали, но пока плодятся только бумажные проекты. Одна из причин — отсутствие опыта оценки и монетизации косвенных макроэкономических эффектов от прорывных транспортных решений

ТАСС

Тысяча первый, не хуже сказок Шехерезады, круг обсуждений в высших эшелонах власти о маршруте первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) принес «очки» проекту ВСМ Москва — Санкт-Петербург. Президент Владимир Путин одобрил инициативу врио губернатора Северной столицы Александра Беглова и главы РЖД Олега Белозерова начать проектирование ВСМ между Москвой и Питером. Однако ясности в перспективах развития сети ВСМ в России это не добавило. По нашей информации, окончательное решение по другому проекту ВСМ, причем формально более проработанному (в восточном направлении от Москвы с конечным пунктом в Казани), так пока и не принято.

Ожидается, что соглашение о строительстве ВСМ Москва — Санкт-Петербург может быть подписано в июне на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). Проект ВСМ по этому маршруту был разработан еще в 2015 году (а его многочисленные предтечи уходят корнями еще в 1990-е). Тогда же он был внесен в программу организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в России. Но в утвержденный осенью прошлого года правительственный «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» проект московско-питерской трассы не попал.

В «Комплексный план…» был включен проект другой ВСМ — Железнодорожный — Гороховец (с продолжением до Нижнего Новгорода по уже существующей инфраструктуре), который рассматривался как первый этап строительства магистрали Москва — Казань, и под него даже было предусмотрено бюджетное финансирование. Однако этот проект подвергся критике первого вице-премьера Антона Силуанова как «не имеющий экономики», и ситуация подвисла: все заинтересованные стороны стали ждать решения первого лица.

Добавляет красоты в картину еще один проект — строительства ВСМ Екатеринбург — Челябинск, продвигаемый властями соответствующих областей и рядом представителей уральского бизнеса (Русская медная компания, ЧТПЗ, ММК). Проект предлагался к включению в «Комплексный план…», но не попал в итоговую редакцию документа. Однако председатель правительства Дмитрий Медведев утвердил включение этого проекта в «Стратегию пространственного развития России на период до 2025 года».

Показательно, что в утвержденной решением правления РЖД в 2015 году «Программе организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в России» нет одобряемой президентом России ВСМ Москва — Санкт-Петербург, зато есть Москва — Казань и Екатеринбург — Челябинск.

В общем, в области развития ВСМ в России продолжается период разброда и шатаний. С одной стороны, у такой нерешительности есть объективные основания. Во-первых, это масштабность задачи. Фактически речь идет о создании в стране целого кластера новых производств и компетенций — начиная с устройства железнодорожного полотна, рассчитанного на сверхвысокие скорости, до производства тягового и подвижного состава с качественно другими против привычных характеристиками, а также модернизации системы диспетчеризации движ

У партнеров

    «Эксперт»
    №17 (1117) 22 апреля 2019
    ТРАМП — МАКРОН — ЗЕЛЕНСКИЙ — …
    Содержание:
    Президентский концепт: положительные эмоции

    В президента — из ничего. До Владимира Зеленского технологию конструирования политического лидера без опыта и концептуальных смыслов, но якобы против системы опробовали Дональд Трамп и Эммануэль Макрон

    Главная новость
    Наука и технологии
    Культура
    Реклама