Фармацевты инвестируют — и выигрывают

Специальный доклад
Москва, 03.06.2019
«Эксперт» №23 (1122)
Французская фармацевтическая компания «Сервье» (Servier) всегда верила в перспективы и потенциал российского рынка. Это дало ей множество конкурентных преимуществ и позволило выстроить крупный бизнес в России

ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ КОМПАНИИ «СЕРВЬЕ»

Группа «Сервье» — вторая по величине французская фармацевтическая компания в мире. На сегодняшний день «Сервье» — крупный международный игрок, представленный в 149 странах на пяти континентах. В компании работает 22 тыс. сотрудников, в том числе 1,4 тыс. в России. Общий объем продаж группы «Сервье» в 2018 году составил 4,2 млрд евро.

Первые поставки лекарственных препаратов «Сервье» в нашу страну начались в 1984 году, а в 1992-м, в бурный постперестроечный период, компания открыла представительство в России. Сегодня «Сервье» стабильно входит в десятку крупнейших фармкомпаний в России с продажами 19,7 млрд рублей по итогу 2017-2018 финансового года и при этом демонстрирует существенный рост: так, в прошлом году рост бизнеса российского подразделения составил 7,7%.

«Деятельность компании сконцентрирована на пяти ключевых терапевтических направлениях: сахарный диабет, сердечно-сосудистые, онкологические, иммуновоспалительные и нейродегенеративные заболевания», — отмечает управляющий директор компании «Сервье» в России и странах ЕАЭС Жером Гаве.

Жером Гаве, управляющий директор компании «Сервье» в России и странах ЕАЭС 66-02.jpg ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ КОМПАНИИ «СЕРВЬЕ»
Жером Гаве, управляющий директор компании «Сервье» в России и странах ЕАЭС
ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ КОМПАНИИ «СЕРВЬЕ»

Получить московскую прописку

Главный документ, определяющий развитие фармацевтической отрасли в России, — государственная программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013–2020 годы («Фарма 2020»). Цель документа — создание в России инновационной фармацевтической и медицинской промышленности мирового уровня. «Фарма 2020» ориентирована на импортозамещение, ее главная задача — максимально заменить зарубежные лекарства российскими.

И это одна из госпрограмм, доказавших свою эффективность. Так, «Фарма 2020» предусматривает, что к 2020 году девять из десяти упаковок жизненно важных лекарств на российском рынке должны быть отечественными. Эта цель уже практически достигнута. За последнее десятилетие в России было построено более 30 фармацевтических заводов, в создание которых инвестировали как российские, так и западные производители. Если говорить о «Сервье», то она одной из первых запустила свой фармацевтический завод еще за год до старта стратегии «Фарма 2020», в 2007 году, и сейчас 96% портфеля лекарственных препаратов компании «Сервье» в России производится по полному циклу на площадке в Новой Москве. На первом этапе «Сервье» инвестировала в локальное производство около 65 млн евро и продолжает активно развиваться, вкладывая в среднем 3–5 млн евро в год. Таким образом, вовремя решившись на инвестиции, компания получила большое стратегическое преимущество.

«Россия является одним из пяти приоритетных рынков для группы “Сервье”. В их числе США, Япония, Китай, Россия и Бразилия», — рассказывает Жером Гаве.

«Столичные власти оказывают предприятию поддержку. Сегодня “Сервье” является промышленным комплексом и получает налоговые льготы от городского правительства. Локализация производств иностранных компаний — важный этап развития столичной экономики», — комментирует руководитель департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы Александр Прохоров.

Производственная площадка «Сервье» — фармацевтический завод «Сервье РУС», на котором работает почти 200 сотрудников, — расположена в Новой Москве. «Правительство Москвы предоставляет нам налоговые преференции, которые мы получаем в статусе промышленного комплекса. Мы получили этот статус в 2016 году, и это дает нам серьезное преимущество: наши лекарственные препараты более конкурентоспособны по сравнению с препаратами, произведенными в Европе», — рассказывает Жером Гаве.

«Статус промышленного комплекса могут получить предприятия, которые приносят ощутимую пользу экономике и жителям города. Это позволяет сократить налог на прибыль до 12,5 процента в региональной доле вместо 17 процентов, налог на имущество — в два раза, а земельный налог — в пять раз. Компания также получает льготные ставки арендной платы за землю», — говорит Александр Прохоров.

За счет размещения производства в Москве компания получает не только налоговые или финансовые, но и стратегические преимущества. «Сервье» способствует эффективной реализации «Фармы 2020» за счет локализации собственных продуктов, а также за счет развития контрактного производства. Сегодня крупные фармкомпании, не успевшие построить свои заводы, чтобы оставаться на российском рынке, стремятся размещать производства на отечественных заводах. В этой ситуации «Сервье» предлагает свои производственные мощности другим игрокам. К примеру, в апреле этого года была запущена линия по выпуску инновационного препарата для лечения ВИЧ-инфекции в партнерстве с одной из крупнейших фармкомпаний — британской GSK/ViiV Healthcare.

«Это уже не первая иностранная компания, которая локализует свой бизнес в российской столице. Мы регулярно получаем запросы на размещение их производств на территории города. В частности, благодаря статусу промышленного комплекса, компания “Сервье” получила ряд льгот, что, в свою очередь, позволило ей инвестировать около 130 миллионов рублей в производство нового лекарственного средства», — отмечает заместитель мэра Москвы по экономической политике и имущественно-земельным отношениям Владимир Ефимов.

Особенности экспорта

В настоящее время в отрасли обсуждается новая государственная стратегия развития фармацевтической промышленности на период до 2030 года — «Фарма 2030». Минпромторг планирует, что к 2030 году экспорт российских лекарств должен вырасти в четыре раза, до 3,8 млрд долларов. Внутренний рынок к этому времени должен составить 5 трлн рублей. Новая стратегия — логичное продолжение «Фармы 2020»: теперь главной задачей является технологическое перевооружение производственных мощностей фармацевтической и медицинской промышленности до экспортоспособного уровня.

Если российские компании предложат доступные дженерики, биоаналоги или оригинальные разработки, их продукция будет востребована системами здравоохранения многих государств. И здесь умение прогнозировать вновь дало «Сервье» преимущество. «Придя в Россию, мы понимали, что крайне важно действовать последовательно и работать на опережение. На текущий момент наша главная задача — расширение портфеля препаратов, производимых в России, и развитие экспорта», — подтверждает Жером Гаве.

Первые экспортные поставки с площадки в России начались еще в 2012 году. «Это был украинский рынок, и в силу обстоятельств мы были вынуждены остановить эти продажи. Сейчас мы экспортируем в Казахстан и Беларусь. По итогам прошлого года мы произвели 36,1 миллиона стандартных упаковок лекарственных препаратов, и из этого объема более пяти процентов ушло на экспорт. У нас амбициозные планы производства на этот год — 41 миллион упаковок, а также расширение объемов экспорта», — рассказывает Жером Гаве.

Российское производство «Сервье» соответствует международным требованиям стандарта надлежащей производственной практики (GMP). «Все наши производственные площадки, как в России, так и в Европе и других странах мира, работают в соответствии с едиными стандартами качества, безопасности и эффективности. Это основа для того, чтобы наладить экспорт в другие страны», — говорит Жером Гаве.

Вопрос экспорта фармпрепаратов в Европу непрост. Это признают даже во французской компании, однако уверены, что все получится. «Через несколько лет мы планируем выйти с экспортом в Европу. Для этого требуется получить европейский GMP-сертификат, который откроет нам возможности поставок. В перспективе российский завод станет большим производственным хабом по экспорту лекарственных препаратов в страны ЕС», — говорит глава российского подразделения «Сервье».

Еще одно ограничение для развития экспорта может быть связано с активно внедряемой сегодня в России системой маркировки лекарственных препаратов. С одной стороны, это мировой тренд, ведь главная задача маркировки — обеспечить прослеживаемость лекарств и защиту пациентов от фальсификата, и многие страны внедряют такую систему. С другой стороны, в России к обычной маркировке было решено добавить криптокод, который содержит большой объем дополнительной информации. «Такие специфические для российского рынка требования, которые в настоящий момент обсуждаются с отечественными производителями, могут в определенной степени осложнить развитие экспорта, — рассказывает Жером Гаве, — поскольку на сегодняшний день у потенциальных стран-импортеров не существует аналогичных требований и зачастую возможностей по считыванию этих криптокодов».

Офсетные контракты

Для промышленной политики Москвы фармкомпании являются приоритетом. Одна из причин открытия производства в Москве — объем столичного рынка. Это становится стимулом для инвесторов открывать в Москве новые лекарственные производства через офсетные контракты.

Офсетный контракт — новая форма государственно-частного партнерства в промышленной сфере. Он предполагает гарантированную госзакупку, против инвестиционных обязательств со стороны предприятий по созданию производства. В данном случае — произвоства лекарственных средств на территории Москвы. Офсетный контракт — это, во-первых, импортозамещение в социально значимых сферах, во-вторых — создание рабочих мест, в-третьих — увеличение налогооблагаемой базы и экономия бюджетных средств на закупку. Такие контракты выгодны столичной экономике: город стимулирует создание новых рабочих мест, а потом получает налоги от новых предприятий. Для инвестора офсетный контракт с Москвой — это высокая надежность покупателя, долгосрочная гарантия сбыта локализуемой продукции, а значит, окупаемость инвестиций.

Инвестор-поставщик при заключении офсетного контракта получает земельные участки, пониженные налоги и арендные ставки, субсидирование до половины расходов на подключение к сетям. Сейчас в приоритете, кроме фармы, транспорт и оборудование для коммунальной сферы. Город и в дальнейшем планирует развивать механизм госзакупки в обмен на инвестиции в локализацию производства поставляемых товаров.

«Москва является одним из крупнейших заказчиков фармацевтической продукции в России, а фармацевтика и производство товаров медицинского назначения — приоритетные направления для локализации производства в столице. Столица первой из регионов заключила в 2017 году офсетный контакт с ЗАО “Биокад”, которое выиграло конкурс на право поставлять препараты для лечения онкологических заболеваний. Компания обязалась инвестировать в развитие производства не менее трех миллиардов рублей и за три года построит высокотехнологичный фармацевтический завод полного цикла на территории особой экономической зоны “Технополис Москва” в Зеленограде, а затем семь лет будет поставлять городу 22 препарата, произведенных на этом заводе», — говорит Александр Прохоров.

У партнеров

    «Эксперт»
    №23 (1122) 3 июня 2019
    КАК СШИТЬ ПРОСТРАНСТВО
    Содержание:
    В ожидании налоговых каникул

    Государство превратилось в рантье, и вместо того, чтобы вкладывать деньги в промышленный капитал, занимается их изъятием и накоплением. Тогда как даже один квартал налоговых каникул по налогу на прибыль даст экономике триллион рублей. И этого будет достаточно, чтобы обеспечить требуемый рост инвестиций в основной капитал и резкое ускорение ВВП

    Главная новость
    Русский бизнес
    Наука и технологии
    Реклама