Каркас будущего

Специальный доклад
Москва, 03.06.2019
«Эксперт» №23 (1122)
Главный идеолог развития ВСМ в России, первый заместитель генерального директора ОАО РЖД Александр Мишарин объясняет, почему высокоскоростные магистрали — это нечто большее, чем просто удобный транспорт

За последние десять лет вряд ли кто-то в нашей стране сделал для запуска проектов ВСМ больше, чем Александр Мишарин. Для инженера-железнодорожника по первому образованию, прошедшего до карьеры чиновника и топ-менеджера все ступени трудовой лестницы, от электромеханика участка до начальника Свердловской железной дороги, ВСМ — это больше, чем красивая мечта. Это дело всей жизни.

В беседе с первым заместителем генерального директора ОАО РЖД мы не отклонялись от главного пути.

— Высокоскоростной железнодорожный транспорт в последние десятилетия занял свою нишу как востребованная и конкурентоспособная альтернатива в пассажирских коммуникациях в целом ряде развитых и развивающихся стран. Александр Сергеевич, почему в нашей стране, имеющей очевидные предпосылки для создания ВСМ (потребность в усилении связности крупнейших агломераций, значительные традиции и компетенции в области железнодорожного транспорта и железнодорожного машиностроения), проект развития ВСМ стартует так долго и мучительно?

— Во всех странах проекты ВСМ стартовали не сразу. Германии потребовалось более десяти лет, чтобы запустить первую высокоскоростную ветку, в Италии строительство блокировали как политики, так и манифестанты. В Японии, Китае и многих других странах, где сейчас успешно функционируют высокоскоростные железные дороги, проекты ВСМ тоже прошли непростой путь от идеи до реализации. В Великобритании и Соединенных Штатах споры идут по сей день. Долго запрягаем не только мы.

К настоящему времени завершено проектирование и получено положительное заключение Главгосэкспертизы на большинство участков ВСМ Москва — Казань. Были определенные дискуссии с Минфином, но на поставленные вопросы мы ответили. Пилотный 301-километровый участок казанской магистрали от подмосковной станции Железнодорожный до станции Гороховец Владимирской области полностью готов к реализации.

— Чего не хватает для начала стройки? Какой правительственный документ должен появиться, чтобы работа закипела не только на бумаге, но и на местности?

— Никаких дополнительных документов не требуется.

— Как будет организовано высокоскоростное движение до Нижнего Новгорода?

— От Москвы до станции Железнодорожный будут проложены дополнительные два пути на действующей инфраструктуре, по которым будут следовать поезда ВСМ, а также скоростные «Стрижи» и «Ласточки». Здесь поезда будут следовать в диапазоне скоростей от 160 до 200 километров в час. Далее, от Железнодорожного до Гороховца будет возведена специализированная выделенная линия, предусматривающая движение ВСМ-поездов со скоростями до 400 километров в час. И далее до Нижнего Новгорода поезда уходят на действующую инфраструктуру со скоростями до 200 километров в час. Из Москвы до Владимира вы получаете возможность добраться за один час, до Нижнего Новгорода — за два.

— Почему не было решено дотянуть выделенную линию до Нижнего Новгорода?

— Были приняты во внимание бюджетные ограничения. Взнос федерального бюджета в этот проект изначально был определен в размере 20

У партнеров

    «Эксперт»
    №23 (1122) 3 июня 2019
    КАК СШИТЬ ПРОСТРАНСТВО
    Содержание:
    В ожидании налоговых каникул

    Государство превратилось в рантье, и вместо того, чтобы вкладывать деньги в промышленный капитал, занимается их изъятием и накоплением. Тогда как даже один квартал налоговых каникул по налогу на прибыль даст экономике триллион рублей. И этого будет достаточно, чтобы обеспечить требуемый рост инвестиций в основной капитал и резкое ускорение ВВП

    Главная новость
    Русский бизнес
    Наука и технологии
    Реклама