Конфеты идут на экспорт

Специальное обозрение
Москва, 03.06.2019
«Эксперт» №23 (1122)
Один из ведущих мировых производителей сладостей итальянская группа Ferrero наращивает экспорт продукции со своего российского предприятия. Сейчас конфеты и другие изделия компании поставляются из России в 33 страны мира

Знаменитое итальянское понятие dolce vita («сладкая жизнь») в своем буквальном смысле становится особенно актуальным для России сегодня. По данным Центра исследований кондитерского рынка России, в 2018 году среднедушевое потребление кондитерских изделий в России достигло 24,6 кг в год — это абсолютный рекорд за всю историю маркетинговых наблюдений. При этом за последние годы существенно выросли все сегменты рынка сладкой продукции — шоколад, мучные и сахаристые кондитерские изделия (печенье, вафли, пряники, карамель и проч.). Маркетологи отмечают, что российские потребители все меньше экономят на сладостях и готовы больше на них тратить: по итогам прошлого года средние расходы на кондитерские продукты в России достигли 7450 рублей в год, и этот заметный прирост (в 2017 году было 7100 рублей) не объясняется ростом цен: за 2018 год сладости в среднем подорожали всего на 1%).

На фоне столь уверенного подъема рынка активно развивает свою деятельность в России один из ведущих мировых производителей кондитерских изделий международная компания Ferrero.

Фабрика Ferrero в России

История компании Ferrero началась в 1946 году, когда ее основатель Пьетро Ферреро открыл семейный магазин сладостей в итальянском городе Альба. За 73 года своего существования Ferrero превратилась в одного из мировых гигантов кондитерского бизнеса: сейчас группа Ferrero включает в себя 94 компании и 25 производственных предприятий, ее продукция продается более чем в 170 странах, численность персонала превышает 35 тыс. человек, а по итогам 2017/18 финансового года оборот группы достиг 10,7 млрд евро — на 2,1% больше по сравнению с предыдущим периодом.

Компании принадлежат такие всемирно известные кондитерские бренды, как ореховая паста Nutella, конфеты Ferrero Rocher и Raffaello, Kinder Choсolate, Kinder Surprise, освежающие драже Tic Tac и многие другие.

В Россию Ferrero пришла в начале 1990-х, в 1995 году открыла свое представительство. В 2007-м компания решила построить у нас в стране собственную фабрику. Тогда была выбрана площадка в селе Ворша Владимирской области, где в мае 2008 года состоялась торжественная церемония закладки первого камня. Спустя уже полтора года, в ноябре 2009-го, на фабрике была запущена первая производственная линия. Общий объем инвестиций в это предприятие составил более 250 млн евро.

Наращивание производства

К настоящему времени на фабрике Ferrero в России создано полторы тысячи рабочих мест, степень локализации производства довольно высокая. Стратегия компании — развитие долгосрочных партнерских отношений с поставщиками во всех регионах присутствия. Ferrero в России активно использует российское сырье, прежде всего муку, сахар, сухое молоко. У предприятия около сотни местных поставщиков. Впрочем, некоторые продукты, необходимые для выпуска кондитерских изделий, в России найти невозможно — например, кокосовую стружку.

Российская фабрика Ferrero в последние годы активно наращивает объемы производства. По итогам прошлого года здесь было выпущено 35,9 тыс. тонн готовой продукции, на 9% больше, чем в 2017-м. Сегодня на этом предприятии компания выпускает четыре своих ключевых продукта: ореховую пасту Nutella, конфеты Raffaello, Kinder Surprise и шоколад Kinder Choсolate. Эта продукция обеспечивает 60% объемов продаж Ferrero в России, остальные популярные в нашей стране сладости компания поставляет в Россию со своих предприятий в других странах: например, конфеты Ferrero Rocher попадают на российский рынок из Италии, охлажденные пирожные Kinder — из Германии, драже Tic Tac — с предприятия в Ирландии.

Собственное производство Ferrero помогает продавать в России и импортируемую продукцию. Речь идет о линии ручной переупаковки: например, конфеты выгоднее фасовать в коробки уже в России, адаптируя их под запросы российских потребителей. Так, производимые в Италии конфеты Ferrero Rocher на российском предприятии упаковываются в специально созданную для российского рынка картонную упаковку 125 граммов (десять конфет) — конфеты получаются доступнее по цене, чем в премиальных импортных упаковках.

Одновременно упаковочная линия позволяет Ferrero более эффективно проводить различные маркетинговые акции или вовремя предлагать тематическую продукцию — например, бренд Kinder к Новому году активно использует упаковку, разработанную с учетом российских реалий, со знакомыми для российских детей сказочными героями и мультипликационными персонажами. Случается, что инновационные решения в упаковке продукции потом становятся востребованными и за рубежом. Например, на российском предприятии Ferrero конфеты Raffaello придумали упаковывать в красивую подарочную коробку («тортик»), которая потом стала пользоваться большим спросом и в других странах.

Производственная линия Kinder Chocolate 124-02.jpg ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ FERRERO
Производственная линия Kinder Chocolate
ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ FERRERO

Российские конфеты в Бразилии

Впрочем, с российского предприятия Ferrero за рубеж отправляются не только инновационные решения в сфере упаковки, сама продукция, производство которой динамично растет. В 2017 году компания начала первые отгрузки продукции с российской фабрики в Польшу и Бельгию, и за два года география экспортных поставок серьезно расширилась, увеличились и их объемы. Сегодня сладости Ferrero российского производства поставляются в 33 страны, 21 из них — страны ЕС: Германия, Польша, Австрия, Эстония, Латвия, Литва, Швейцария, Венгрия, Румыния, Болгария, Чехия и др. Экспорт кондитерской продукции Ferrero из России осуществляется в страны Центральной Азии и даже Южной Америки — например, с недавних пор она поставляется в Бразилию. Всего только за 2018 год экспорт продукции Ferrero российского производства по сравнению с 2017 годом увеличился на 73%.

Порядка 19% выпускаемых Ferrero под Владимиром изделий сейчас идет на экспорт, и компания планирует развивать экспортный потенциал: в планах — к 2024 году увеличить экспорт на 37% по сравнению с 2018 годом.

«Развитие экспорта напрямую связано с развитием бизнеса Ferrero на огромной территории. Российская фабрика предоставляет нашему бизнес-подразделению не только широкие возможности для реализации смелых маркетинговых решений, но и открывает большие перспективы для нашей дальнейшей интеграции в глобальную систему поставок группы Ferrero, — говорит Игорь Немченко, генеральный директор ЗАО “Ферреро Руссия”, который также руководит развитием бизнеса Ferrero в странах СНГ, Центральной Азии и Кавказского региона. — С одной стороны это, безусловно, повышает эффективность нашего бизнеса, а с другой — является дополнительным свидетельством высокого качества производимых в России продуктов». Действительно, тот факт, что продукция Ferrero c владимирского предприятия поставляется в десятки стран Евросоюза, может служить для потребителя дополнительным доказательством того, что на российских полках представлены товары мирового качества.

Уже сейчас ЗАО «Ферреро Руссия» входит в список ведущих пяти экспортеров российской кондитерской отрасли и показывает самую высокую динамику роста. Примечательно, что в целом кондитерские изделия в денежном выражении уже сейчас занимают четвертое место по объемам экспорта среди российской продукции АПК, уступая лишь традиционным для нашей страны экспортным товарным группам — зерну, рыбе, масложировой продукции.

По данным Ассоциации предприятий кондитерской промышленности («Асконд»), основанным на данных таможенной статистики, в 2018 году российский экспорт кондитерских изделий в денежном выражении достиг 1,145 млрд долларов (530 тыс. тонн), это на 16,2% больше, чем в 2017-м. И, по мнению игроков российского кондитерского рынка, в ближайшие пять лет возможно двукратное его увеличение.

Конфеты Raffaello 124-03.jpg ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ FERRERO
Конфеты Raffaello
ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ FERRERO

Дальнейшие инвестиции Ferrero

Правильно выбранная стратегия и успешное развитие производства группы Ferrero в России позволяет ей демонстрировать хорошие финансовые результаты: по официальным данным компании, выручка ЗАО «Ферреро Руссия» за 2018 год составила 40,7 млрд рублей, на 5,4% больше, чем за 2017-й. И в ближайшее время Ferrero намерена продолжать инвестиции в российскую экономику: в рамках инвестиционного соглашения, подписанного в июне прошлого года на Владимирском экономическом форуме (ВЭФ), в период до 2021 года компания планирует осуществить новые финансовые вложения в развитие своего российского производства в объеме 1,4 млрд рублей.

Однако новые инвестиции осуществляются уже по опережающему графику. Согласно официальной информации, в 2017–2018 годах Ferrero вложила в развитие российского производства 631,7 млн рублей (порядка 8,77 млн евро), что заметно превышает объявленные ранее цифры. Компания продолжает активно инвестировать: только за первый квартал 2019 года «Ферреро Руссия» инвестировала 210,1 млн рублей. В компании подчеркивают, что новые инвестиции осуществляются в первую очередь с целью дальнейшего расширения экспортных возможностей фабрики Ferrero в России.

Корпоративная социальная ответственность Ferrero

Группа Ferrero неизменно следует принципам социальной ответственности. Стратегия социальной ответственности Ferrero развивается по двум основным направлениям — «Люди» и «Планета». Через конкретные действия и проекты проявляется забота Ferrero о потребителях, сотрудниках и местных сообществах в регионах присутствия. В компании разработаны программы, направленные на контроль и сокращение воздействия на окружающую среду на протяжении всей цепочки поставок, а также реализуются глобальные инициативы по внедрению устойчивых методов ведения сельского хозяйства.

У партнеров

    «Эксперт»
    №23 (1122) 3 июня 2019
    КАК СШИТЬ ПРОСТРАНСТВО
    Содержание:
    В ожидании налоговых каникул

    Государство превратилось в рантье, и вместо того, чтобы вкладывать деньги в промышленный капитал, занимается их изъятием и накоплением. Тогда как даже один квартал налоговых каникул по налогу на прибыль даст экономике триллион рублей. И этого будет достаточно, чтобы обеспечить требуемый рост инвестиций в основной капитал и резкое ускорение ВВП

    Главная новость
    Русский бизнес
    Наука и технологии
    Реклама