Почему начинать свое дело страшно, а предприниматель не тот, кем кажется

Для студентов Юга России предприниматель — это, скорее, рискнувший и разбогатевший счастливчик, для самих бизнесменов — целеустремленный человек, который не боится брать на себя ответственность. Исследование «Образ предпринимателя на Юге» выявило большие проблемы с примерами для подражания в этой сфере

Национальный проект, посвященный развитию малого бизнеса и индивидуальной инициативы, предполагает большую работу по вовлечению в предпринимательство. А чтобы делать это эффективно, было бы неплохо понимать, что этому вовлечению сегодня более всего препятствует. В частности, какого рода проблемы оказываются на первом плане — доступность ресурсов или особенности самого образа предпринимателя. Аналитический центр «Эксперт Юг» при поддержке партнеров — КБ «Центр-инвест», компании Amway, Гарантийного фонда Ростовской области, а также ряда университетов — провел исследование «Образ предпринимателя на Юге: страх своего дела и стратегии его преодоления».

Исследование было начато в феврале этого года и предполагало изучение образа предпринимателя в восприятии двух ключевых аудиторий — студентов-старшекурсников, которым буквально завтра уходить в самостоятельное плавание, и действующих предпринимателей, то есть людей, которые страх предпринимательства каким-то образом преодолели. Мы провели анкетирование 430 студентов нескольких ведущих вузов Юга России: ДГТУ, ЮФУ, РГЭУ (РИНХ), ЮРИУ РАНХиГС, Южного университета (ИУБиП), Кубанского ГТУ. Наши анкеты также заполнил 101 предприниматель. Вряд ли полученная картина в социологическом смысле является исчерпывающей, однако понимание узких мест она дает.

Кажется, что сегодня в молодежной среде существует большой кредит доверия к предпринимательству. Но это несколько другое предпринимательство, чем то, о котором говорят сами бизнесмены, а значит, главная угроза — обманутые ожидания, ставка на то, что не поможет стать предпринимателем, но повлечет за собой лишний травмирующий опыт. Образ предпринимателя у студентов — сочетание высокого риска, успеха с элементом удачи, богатства, а отсюда — неумеренные страхи потерять деньги. Этот спекулятивный по своей сути образ могли бы скорректировать сами предприниматели — в их представлении о том, что они делают, на первом месте стоит слово «ответственность».

Кредит доверия к предпринимательству

Предлагаемые в анкете вопросы включали два больших раздела. Первый был посвящен выявлению различных личных мотиваций, связанных с предпринимательством, второй позволял выявить представление респондента о предпринимательстве и предпринимателях в целом.

Первый вопрос для студентов: «Оцените свое желание иметь свой бизнес». Варианты «Однозначно хочу» и «Скорее да» выбрали около 85% (см. график 1). Еще 3% заявили, что у них уже есть свой бизнес. «Однозначно нет» ответил менее 1% студентов, колеблющихся оказалось около 11%. По данным ВЦИОМ, молодежь, еще непуганая аудитория, имеет сегодня наиболее позитивное представление о предпринимательстве, что подтвердили ответы на первый вопрос нашей анкеты.

Следующий вопрос был более конкретным: оцените не желание, а готовность открыть свой бизнес. И количество респондентов, выбравших ответ «Однозначно готов», сократилось почти втрое по сравнению с количеством столь же однозначных оценок в первом вопросе — их оказалось лишь 18% (см. график 1). Еще

У партнеров

    «Эксперт»
    №26 (1125) 24 июня 2019
    Анти реформа тепла
    Содержание:
    Остановиться в полупериферии

    За эфиром прямой линии сформировалась новая повестка: как вернуть экономический рост, сохранить государство и определить горизонт амбиций

    Главная новость
    Наука и технологии
    Реклама