Достроить промышленный базис

Экономика и финансы
Москва, 08.07.2019
«Эксперт» №28 (1127)
Актуальная задача российской промышленной политики — создать интегрированную индустриальную систему, обусловив экспортные поставки сырья инвестициями зарубежных производителей в перерабатывающие отрасли, считает советник по Японии и странам АТР Ассоциации индустриальных парков России Ивао Охаси

ДМИТРИЙ ЛЫКОВ

Создание разного рода региональных регулятивных песочниц — особых экономических зон, индустриальных и технопарков — давно стало в России своеобразной институциональной модой. В 2013 году к ним прибавились территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), позднее — охватившая значительную часть Приморья территория порто-франко Свободный порт Владивосток, и наконец, совсем недавно — два специальных административных района, во Владивостоке и Калининграде, заточенных на прием деофшоризующихся российских компаний. Каждый уважающий себя субъект федерации считает своей обязанностью организовать у себя или ОЭЗ, или промпарк, или ТОСЭР, а лучше даже микс.

Сегодня в стране работают 25 ОЭЗ и порядка полутора сотен индустриальных парков в 60 субъектах федерации. Однако не многие из них развиваются более или менее эффективно. По официальным оценкам, порядка 70% инвестиций в индустриальные парки приходятся на Татарстан, Калужскую, Липецкую, Ульяновскую и Московскую области.

Недавно Счетная палата подвергла жесткой критике деятельность ОЭЗ. Аудиторы палаты отметили резкий спад деловой активности резидентов зон в 2017 году — в частности, ввоз продукции на территории ОЭЗ и вывоз товаров после переработки сократился более чем вдвое. Аналитики СП связали это с тем, что с 1 января 2017 года прекратил действовать порядок, согласно которому продукция, которую произвели на территории ОЭЗ из иностранных компонентов, могла признаваться товаром Таможенного союза и быть ввезена на его территорию без уплаты таможенных пошлин и налогов. «Это говорит о том, что резиденты, по сути, использовали режим реимпорта, чтобы минимизировать свои налоговые обязательства, а не для производства конкурентных товаров», — резюмировала Счетная палата.

Почему же особые зоны, парки и прочие локальные институты, снабженные обильными федеральными и местными льготами, за редкими исключениями не «выстреливают»? Ведь их дизайн старательно списывается чиновниками с зарубежных образцов, а эти институты стали локомотивами экономического чуда в Китае, Сингапуре, Южной Корее, ряде других стран.

Помочь разгадать эту загадку мы попросили авторитетного японского специалиста, советника по Японии и странам АТР Ассоциации индустриальных парков Ивао Охаси.

Оказалось, что вопрос повышения результативности промышленных парков и ОЭЗ тесно сопряжен с качеством национальной промышленной политики. Но не будем забегать вперед.

— Господин Охаси, вы не понаслышке знакомы с работой ОЭЗ и индустриальных парков в различных регионах России. Как вы оцениваете результаты их деятельности? Где и почему получается наладить их работу так, как в странах, откуда мы пытаемся заимствовать эти институты, а где и почему — нет?

— Прежде всего, я хотел бы пояснить, что моя оценка развития производственной инфраструктуры России, включая институты, о которых вы спрашиваете, не всеобъемлющая. Я иностранный эксперт, поэтому берусь делать оценки с точки зрения иностранных инвесторов.

Второе стартовое замечание: я всегда сравн

У партнеров

    «Эксперт»
    №28 (1127) 8 июля 2019
    Найдется только Яндекс
    Содержание:
    Диктатура платформ

    Интернет-компании все чаще выбирают за нас, что читать, кому верить и как жить

    Реклама