Непродуманная нормативная база Минприроды препятствует своевременной локализации очагов возгорания, провоцируя распространение лесных пожаров на гигантские территории, что приводит к увеличению главного фактора риска для жизни и здоровья людей — задымления населенных пунктов

ТАСС

К концу первой декады августа площадь лесных пожаров в Сибири достигла, по разным оценкам, от 2,5 до 4 млн гектаров, тушение продолжалось на территории около 198 тыс. га. Дым от сибирских пожаров распространился далеко за пределы региона, достигнув Поволжья, Казахстана, Монголии и даже Аляски. «Прелести» сильного задымления ощутили жители многих населенных пунктов, прежде всего в самой Сибири (но не только!), включая города-миллионники Омск, Новосибирск и Красноярск, а также «полумиллионники» Иркутск, Кемерово, Томск и Улан-Удэ.

В последних числах июля отмечалось ухудшение самочувствия жителей ряда городов: так, в Омске количество обращений граждан к медикам увеличилось на 15%. Содержание канцерогенно опасных взвешенных частиц в воздухе превысило предельно допустимые концентрации в с. Ванавара (Эвенкия) в конце июля, а также в первый день августа в Улан-Удэ, где Роспотребнадзор рекомендовал «минимизировать время пребывания на улице» и по возможности «выехать из зон задымления в места, где отсутствует смог от пожаров».

Из-за задымления в аэропортах Бодайбо, Киренска и Мамы на несколько дней в конце июля пришлось отменить авиарейсы, а в некоторых городах Алтайского края, Новосибирской и Кемеровской областей — когда смог от пожаров дошел до Западной Сибири — ввели режим «черного неба», устанавливающий ограничения или полный запрет выбросов промышленных предприятий.

С 29 июля на всей территории Красноярского края и Иркутской области (не только в ареалах лесных пожаров), а также в ряде районов еще трех субъектов РФ введен режим чрезвычайной ситуации. Кроме того, более миллиона человек подписались под петицией в Сети с призывом ввести этот режим во всех затронутых огнем или дымом регионах Сибири.

Чиновничья бухгалтерия

Причину сложившейся ситуации большинство специалистов связывают с тем, что борьба с пожарами велась только на 3,3% площади охваченных огнем лесов. На основной же части пожароопасных территорий, в так называемых зонах контроля лесных пожаров, такая борьба не ведется по решению комиссий субъектов РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС). Бездействие мотивируется действующим приказом Минприроды России № 426 от 8 октября 2015 года, разрешающим «прекращение, приостановление работ по тушению в зонах контроля лесных пожаров при отсутствии угрозы населенным пунктам или объектам экономики в случаях, когда прогнозируемые затраты на тушение лесного пожара превышают прогнозируемый вред, который может быть им причинен» (курсив мой. — Б. П.).

Закономерно возникают два вопроса: насколько обоснованы упомянутый приказ и принятые на его основе решения КЧС с точки зрения: а) обеспечения безопасности людей и объектов экономики и б) социально-экономической эффективности тушения пожаров?

Как свидетельствует многолетний отечественный и зарубежный опыт борьбы с лесными пожарами, главную угрозу жизни и здоровью людей, прежде всего для групп риска (дети, престарелые, лица, страдающие респираторными забол

У партнеров

    «Эксперт»
    №34 (1130) 19 августа 2019
    ПЛОДЫ ДЕМОКРАТИИ
    Содержание:
    Столичный рефлекс демократии

    Москвичи, вышедшие на митинг на проспект Сахарова, хотят не революции, а зрелой демократии и консолидации государства и общества вокруг этой прекрасной цели

    Главная новость
    Реклама