Приамурье: на пороге качественного рывка

Амурская область
Москва, 26.08.2019
«Эксперт» №35 (1131)
Зачем России нужен мост в Китай и какими масштабными проектами прирастает экономика Амурской области? Об этом рассказывает ее губернатор Василий Орлов

ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ГУБЕРНАТОРА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

— Как бы вы вкратце описали экономическую ситуацию в области?

— Могу сказать, что Амурская область сейчас в пятерке самых перспективных и быстроразвивающихся регионов, это будущий экономический лидер всего Дальнего Востока. Для такой уверенности есть все основания. Приамурье переживает беспрецедентный в своей истории этап. У нас строятся уникальные в масштабах всей России промышленные и технологические объекты — от газохимических заводов-гигантов до космодрома. За счет новых инфраструктурных проектов открываются огромные возможности для сотрудничества с Китаем и другими странами Азии. Благодаря внедрению современных технологий на подъеме традиционные отрасли — золотодобыча и сельское хозяйство. Перемены, которые коренным образом повлияют на будущее области, происходят прямо сегодня, на глазах у жителей региона и всей страны.

— Давайте подробнее поговорим об основных направлениях этого развития. Как изменились экономические показатели региона за прошлый год?

— Ситуация по валовому региональному продукту у нас осталась на прежнем уровне, но мы планируем, что к 2024 году он вырастет вдвое, до 600 миллиардов рублей. Цифры звучат, конечно, совершенно фантастически для любого региона: за шесть лет более чем вдвое увеличить ВРП. Но объективно у нас к этому есть все предпосылки, и сегодня мы особенно внимательно следим за реализацией крупных проектов. В частности, уже в декабре запускаем магистральный газопровод «Сила Сибири» для поставок газа из Якутии в Приморский край и в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Проект практически завершен и начнет вносить свой вклад в ВРП уже со следующего года. По жесткому графику идет реализация и другого масштабного проекта — строительство Амурского газоперерабатывающего завода. Возможно, его мощность будет даже увеличена по сравнению с первоначальным замыслом.

— А с чем связано это изменение планов?

— В данный момент наблюдаются определенные геополитические подвижки, во многом из-за существенного ухудшения отношений между Китаем и США. Американо-китайская торговая война предсказуемо сближает Россию и Китай между собой. Как следствие, повышается интенсивность реализации крупных экономических проектов, связывающих два государства. Например, в конце апреля этого года в Пекине прошел второй международный форум «Один пояс — один путь». Россия была представлена на самом высоком уровне: в столице Китая был президент Владимир Путин. Делегация от Амурской области тоже приняла в нем участие. «Один пояс — один путь» — это амбициозный проект строительства нового транспортного маршрута из Китая в Европу, который будет проходить в том числе через Россию.

Развитие газонефтехимии области также связано с китайским вектором и новыми транспортными возможностями. Первые две очереди газоперерабатывающего завода с совершенно новым уровнем производства — с глубокой переработкой — должны быть запущены зимой 2020/21 года.

Еще один проект, основанный на взаимовыгодной связи России и Китая, на этот раз российский, — это уже упомянутая мной «Сила Сибири». Амурской области очень повезло, что мы находимся в векторе его реализации. Подобно тому как строительство «Транссиба» в свое время определило перспективы развития городов, оказавшихся на его пути, так и сегодня Амурская область и Благовещенск оказались в русле такого «неоторгового пути» современности, который однозначно даст импульс развитию региона уже со следующего года.

— А как именно эти большие проекты федерального уровня преобразуют регион, если не говорить о чисто денежных отчислениях?

— Например, начало работы газонефтехимического завода имеет большое значение для газификации региона и, соответственно, для развития более конкурентоспособной экономики в области в целом. Это не только приносит нам тактически новые рабочие места, но и влияет на систему образования. Сегодня мы нацелены на то, чтобы готовить на местах специалистов, необходимых для работы на новом производстве. Модернизируем вузы, колледжи и даже школы в Благовещенске и других городах. У нас есть несколько классов химической специализации с углубленным изучением этого предмета. Впервые в истории Амурской области появился «стобалльник» по химии, и это выпускник как раз такого класса. Это говорит о том, что такая профессиональная специализация востребована, а пришедшие в образование новые технологии приносят результат. При поддержке «Сибура», «Газпрома», РЖД в Благовещенске был сделан и открыт в прошлом году кванториум. Это дополнительная к школе научно-профессиональная подготовка для детей по разным направлениям. Есть много интересных направлений, таких как робототехника, биоинженерия, скоро запустим химические технологии (всего мы выбрали шесть направлений).

В этом году кванториум собираемся запустить и в Свободном. Ведь это город, в котором всего 55 тысяч населения и который долгое время был депрессивным. Но сегодня там строится газоперерабатывающий завод, там же, в сорока километрах, космодром и город Циолковский. У нас есть четкое понимание, что дети из Свободного в ближайшем будущем должны занять рабочие места на этом газоперерабатывающем производстве. Поэтому там мы создаем спецклассы и кванториум с акцентом на химическую промышленность и на железную дорогу (РЖД долго были там единственным градообразующим предприятием). В планах также запуск мобильного кванториума, востребованного образовательного инструмента. Фактически это грузовой автомобиль, в котором оборудована лаборатория-класс. Он способен охватывать как разные районы города, так и приезжать в отдаленные деревни и маленькие города, а там на базе школы разворачиваться и показывать современные технологии детям.

— Но давайте вернемся к макропоказателям. Как у вас обстоят дела с инвестициями в основной капитал?

— Инвестиции в основной капитал в прошлом году у нас выросли на десять процентов по отношению к 2017 году и составили 240 миллиардов рублей. Это очень значительное увеличение. Если брать соотношение инвестиций в основной капитал к валовому региональному продукту, то мы на сегодняшний день выполняем поставленную президентом задачу. Серьезный вклад в инвестиции края вносит золотодобывающее предприятие группы компаний «Петропавловск». Они начали добывать золото методом кучного выщелачивания.

— А что это за метод?

— Золотая руда бывает двух видов: окисленная и упорная. Из окисленной руды золото научились добывать довольно давно, но таких руд становится уже мало, в нашей области, вероятно, всего на несколько лет добычи.

А упорных руд в изобилии еще лет на пятьдесят. Проблема этих руд в том, что цианистый раствор, который пропускают через них при обычном атмосферном давлении и температуре, не растворяет золото. Для работы с упорными рудами нужен автоклав c повышенной температурой и давлением. И именно у нас в области запускается такой автоклавный комплекс, крупнейший по России. Это самое современное, технологичное производство, оно гарантирует объемы добычи и соответствующую налоговую отдачу на десятилетия вперед.

Продолжая говорить об инвестициях в основной капитал, необходимо упомянуть и старт строительства второй очереди космодрома Восточный. Все, что связано с космодромом, для нас принципиально важно. Вторая очередь подразумевает строительство так называемого стартового стола для ракет тяжелого класса «Ангара», то есть фактически речь идет о том, что у нас в области будет сделан новый шаг в будущее в отечественной космонавтике. Это даст импульс к развитию города Циолковского. Сегодня там проживает порядка восьми тысяч человек, но в наших планах — увеличение населения до 30 тысяч к 2030 году. Мы не можем повлиять на этот процесс, так как это вотчина Роскосмоса и федеральный проект, но мы надеемся, что развитие космодрома будет продолжаться и он пополнится стартовыми столами разных классов, ведь чем больше будет пусков, тем больше людей там должно проживать для того, чтобы эти пуски осуществлять.

— Для обычного человека это звучит довольно фантастически: что город, возникший буквально нигде, в невероятной глуши, может стать развитым и современным. Вы уверены, что там будет оседать население?

— Город все-таки не появился из ниоткуда. Это бывшее ЗАТО Углегорск, где базировалась военная часть со стратегическими ракетами. Теперь ЗАТО приросло новым городом и переименовано в Циолковский. Кроме старой части теперь там есть абсолютно новый поселок, где построено новое жилье, инфраструктура, детские сады, школы. У нас есть впечатляющие планы и по его дальнейшему развитию. В то же время мы понимаем, что сегодня никто не сможет дать точный прогноз по поводу перспектив мировой космонавтики и что люди в Циолковский приезжают издалека и с единственной целью — работать в своей профессиональной сфере. Это особенные люди, их нельзя привлечь и удержать ни зарплатой, ни инфраструктурой. Их привлекает только работа: приверженность профессии, любовь к космонавтике. Но мы все-таки очень стараемся и строим то, что необходимо молодым людям, так как приезжает в основном молодежь: и сад, и хорошую школу, бассейн введем в эксплуатацию в этом году.

— Какие еще компании вносят значительный инвестиционный вклад?

— Говоря про инвестиции в основной капитал, нельзя не упомянуть значительную цифру — 32 миллиарда рублей. Это инвестпрограмма РЖД на территории Амурской области, направленная на расширение пропускной способности БАМа и «Транссиба». Инвестпроект, о котором также стоит рассказать отдельно, — строительство международного моста через реку Амур. Его стыковка уже была осуществлена в конце мая, а окончательно строительство будет завершено в конце декабря.

— Тогда давайте поговорим про мост. Он будет только автомобильный или железнодорожный тоже?

— По межправительственному соглашению разрешается строительство совмещенного автомобильного и железнодорожного моста, однако здесь будет только автомобильный. После того как в декабре завершится его строительство, четыре месяца еще потребуется на оформление документов, и в апреле он должен будет начать функционировать. Единственная задержка, которая у нас есть, — это организация пункта пропуска. Но это не наши полномочия, а Росгранстроя, и там действительно есть объективные сложности. Необходимо построить защищенную линию связи, так как там должна размещаться погранслужба, таможня и прочие подобные объекты.

 76-02.jpg ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ГУБЕРНАТОРА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ГУБЕРНАТОРА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

— А чем так интересен этот мост? О нем много говорят.

— Прежде всего, это первый российско-китайский мост. Кроме того, он полностью будет построен не за государственные деньги, а на средства концессионеров. Для реализации этого плана было организовано два российско-китайских государственных предприятия, на базе которых создали совместное предприятие — эксплуатант моста, и все средства были привлечены в китайском банке. Концессия при этом рассчитывалась на базе имеющегося грузопотока, а кредитный договор заключен на двадцать лет. Экономическая модель выглядит таким образом, что провозная плата будет служить источником возмещения кредита. В то же время мы планируем, что, когда мост достигнет точки самоокупаемости, плата за его использование будет снижена ровно до того уровня, чтобы просто окупать содержание моста.

— В чем основное назначение этого моста?

— Он нужен для развития всех российско-китайских бизнесов, работе которых сегодня мешает затрудненная логистика. Например, мост позволит экспортировать в Китай продукцию газоперерабатывающего завода — гелий, а также полимеры, продукцию газохимического комплекса. Сегодня речь идет о том, что мощность газохимического производства может быть увеличена примерно на 500 тысяч тонн (столько готова купить у нас китайская сторона). До двух миллионов тонн продукции может быть отправлено, в том числе через новый мост. Мост нужен и для развития сельскохозяйственного экспорта. Например, только в этом году 405 тысяч тонн сои было отправлено из Амурской области в Китай, а мы продолжаем увеличивать наше сельхозпроизводство.

Кроме того, мост может дать вторую жизнь тем месторождениям полезных ископаемых, которые из-за дальности транспортировки их продукции (концентратов, например) уже перестали быть рентабельными. Есть также возможность организовать свободную таможенную зону и производственную зону, где можно будет создавать сборочные производства на нашей территории, в том числе из зарубежных комплектующих. Мост — это очень серьезное окно возможностей.

— А кто занимается производством сои и сельским хозяйством в области?

— У нас занимаются граждане России. Вы это имеете в виду?

— Да, я это имею в виду.

— У нас есть две сферы, куда мы совершенно законно не пускаем иностранную рабочую силу, будь то китайская или какая-то другая. Это сельское хозяйство и золотодобыча. И в том и в другом случае претензии у нас одни — несоблюдение экологического законодательства. Другое дело, что нам не всегда хватает ресурсов для того, чтобы поймать нелегалов. Есть дырки в законодательстве, когда, например, мы не даем квоту, а соседние субъекты разрешают работать на нашей территории. Совместно с силовым блоком выявляем организации, которые работают без разрешения на использование иностранной рабочей силы.

— А как вы отслеживаете субаренду, когда первоначально берут землю наши люди, но затем передают китайцам или нанимают китайцев?

— Да, у нас это есть, но мы с этим боремся. Вот наши коллеги в Еврейской автономной области и Приморье отпустили ситуацию и фактически всё разрешили. Мы не разрешаем. У нас очень хорошие партнерские отношения с Китаем и множество совместных проектов в экономике и культуре. Но здесь мы такую совместность не допускаем. Я разговаривал с руководством провинции Хэйлунцзян и сказал им: «Те китайские товарищи, которые нелегально добывают у нас золото, стали некрасивым бельмом на глазу у нашей дружбы». И они мне ответили, чтобы я боролся с нарушителями всеми способами: китайская сторона их к нам не посылает и никаким образом прикрывать не собирается. Так что с китайскими властями позиция по этому вопросу у нас одинаковая. Проблема лишь в том, что леса темные, а расстояния огромные и поймать нарушителей физически очень сложно. Когда прилетает спецназ на вертолете, половина успевает разбежаться. Но это не значит, что мы их простили. Мы всех видим и очень решительно настроены. То же самое в сельском хозяйстве, хотя там масштаб проблем меньше. Конечно, мы объективно сталкиваемся с проблемами в численности собственной рабочей силы, и китайцев, казалось бы, привлечь проще, чем готовить своих. Но я с такой позицией категорически не согласен. Считаю, что наши люди, и история это уже тысячу раз доказала, сами способны решать любые сложные задачи.

— Подводя итог нашего разговора, в чем вы видите свою миссию как главы региона?
— Любые экономические свершения и планы — они ведь не для галочки, не для мест в рейтингах, а в конечном счете для людей, а самая большая проблема для области, как и для всего Дальнего Востока, — именно отток населения. Знаете, я ведь сам дальневосточник в четвертом поколении, родился и прожил здесь почти всю жизнь, здесь мои близкие, друзья. Я вижу, как все большие перемены, о которых мы говорили, начинают влиять на окружающую реальность. Как постепенно меняются и развиваются наши города и села, в том числе мой родной Благовещенск. И хочу, чтобы это увидели все мои земляки, поверили в будущее, смогли ощутить, что их жизнь меняется к лучшему, и продолжали жить и работать на своей земле. Эта цель была для меня главной, когда я шел работать губернатором, она такой и остается.

У партнеров

    «Эксперт»
    №35 (1131) 26 августа 2019
    ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СТРОЙКА
    Содержание:
    Эскроу-революция

    Реформа рынка жилищного строительства буксует, большинство региональных девелоперов не готовы работать на новых финансовых условиях. Чтобы увеличить объемы строительства, государство само может стать девелопером

    Международный бизнес
    Реклама