«Мечел» может расстаться с Эльгой

Русский бизнес
Москва, 02.09.2019
«Эксперт» №36 (1132)
Тяжелое финансовое положение компании и начало нового процесса реструктуризации долга провоцирует выход компании Игоря Зюзина из эльгинского проекта

ТАСС

У одного из крупнейших в мире месторождений высококачественного коксующегося угля — Эльгинского — могут смениться владельцы.

На прошлой неделе стало известно, что Газпромбанк, которому принадлежит 49% в эльгинском проекте, договорился о продаже своего пакета. Покупателем может выступить компания «А-Проперти», контролируемая бывшими владельцами «Скартел» (бренд Yota) Альбертом Авдоляном и Сергеем Адоньевым. «А-Проперти» подала соответствующую заявку в антимонопольную службу.

Впрочем, на этом изменения в составе акционеров Эльги могут не закончиться. Оставшийся 51% принадлежит компании «Мечел», контролирующий акционер — Игорь Зюзин. На рынке не исключают, что ему придется пойти на продажу оставшейся доли в Эльгинском месторождении, чтобы уменьшить долг «Мечела» и в очередной раз спасти компанию и свое положение в ней.

Долги тяжкие

Эльгинское угольное месторождение, расположенное в юго-восточной части Якутии, с запасами в 2,2 млрд тонн угля, — крупнейший инвестиционный проект «Мечела». Месторождение находится примерно в 300 км от Байкало-Амурской магистрали, и именно транспортная доступность была основной причиной того, что его освоение долго не могли начать, несмотря на высокое качество угля и то, что добычу можно вести открытым способом.

Первая попытка подступиться к разработке Эльги была предпринята в начале века Министерством путей сообщения (ныне — РЖД). И хотя было проложено порядка 60 км железной дороги, проект в 2002 году был признан непрофильным для МПС и заморожен.

Спустя пять лет лицензия на его разработку оказалась в руках «Мечела».

В 2011 году на Эльге началась добыча угля (на части маршрута использовался автомобильный транспорт), а в конце того же года туда была запущена железная дорога от станции Улак на БАМе. Строительство 321 км железнодорожных путей стало самой дорогой частью в проекте освоения угольного месторождения: на строительство дороги было израсходовано порядка 2 млрд долларов из 2,5 млрд, потраченных на проект в целом.

Деньги, как это принято у «Мечела» еще с середины 2000-х, были заемные. В 2014 году компания оказалась на грани банкротства: из-за падения цен на сырье она не могла обслуживать ранее взятые кредиты. Обсуждался даже вариант конвертации долга в акции, что влекло за собой сокращение доли Игоря Зюзина в компании и фактическое отстранение его от управления «Мечелом». Тем не менее Зюзину удалось выйти из этой сложной ситуации, сохранив и компанию, и свой контроль над ней.

Переговоры о реструктуризации долга шли несколько лет, и одним из ключевых моментов стала продажа Газпромбанку 49% в эльгинском проекте за 34,3 млрд рублей. «Мечел» при этом получил право выкупить этот пакет обратно по истечении пяти лет с момента сделки.

Фактически Газпромбанк приобрел по 49% в трех компаниях — «Эльгауголь» (собственно компании — оператора месторождения), «Эльга-Дорога (ей принадлежит железная дорога Улак — Эльга) и «Мечел Транс Восток» (занимается перевозками добытого угля). Полученные от Газпромбанка деньги «Мечел» использ

Новости партнеров

«Эксперт»
№36 (1132) 1 сентября 2019
ВТБ ПОШЕЛ ВА - БАНК
Содержание:
Это еще не крах, но очень неприятно

Нестыковки в нацпроектах, а также задержки с раскассированием средств, предусмотренных на них в бюджете, отодвигают начало ускорения экономического роста. Новая импровизация премьера — переход на четырехдневную рабочую неделю — никак не способствует решению этой задачи

Повестка дня
Главная новость
Международный бизнес
Реклама