О мотивации

Разное
Москва, 09.09.2019
«Эксперт» №37 (1133)

Фото: Эксперт

Отличился, как обычно, Греф. На фоне неизбежного потока кисло-сладких и бессодержательных публикаций «к Дню знаний» едва ли не один он высказался с подлинной страстью и убеждённостью. Участники и гости Восточного экономического форума услышали от главы Сбербанка: «Одна из моих личных целей — убить экзамены». Как видно, у влиятельнейшего банкира страны хватает личных целей в отечественном образовании — и все почему-то не в создании, а в ликвидации чего-либо. Прошлой осенью он с такой же прочувствованной страстью восклицал: «Я категорический противник математических школ» — и требовал готовить поменьше «математиков и программистов». Боюсь гадать, какой личной целью он поделится с народом будущей осенью, но нынче он гневается на школьную систему оценивания — за то, что она делает детей «инвалидами». Дитя теряет интерес к учению, привыкает работать только в условиях нависающей оценки, а без неё — скажем, во взрослой жизни — вообще ничего делать не желает: «Это катастрофа!»…

Всерьёз обсуждать отмену оценивания в школе глупо — хотя бы потому, что слишком очевидна роль оценивания и во взрослой жизни. Далеко не ходить, за день до цитируемого выступления Сбербанк получил от президента Путина оценку за поведение в Тулуне («Плохо, что они отказываются людям идти навстречу, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Для банка с такими доходами, рекордными в целом по стране, это вообще несерьёзный вопрос»), и Греф тут же рассказал телекамерам, как этим самым людям навстречу — пойдёт! Не так чтобы далеко, но пойдёт! Другое дело, что конкретная система оценивания, в которой всё и вся вертится вокруг ЕГЭ, ужасна и на глазах губит отечественное образование, но такого глава Сбербанка, давний покровитель наших реформаторов, никогда в жизни не скажет, а тех, кто такое говорит — право же, говорят многие, причём не последние в стране люди, — никто просто не слушает.

Да и насчёт интереса к учению с г-ном Грефом трудно вполне согласиться. Спору нет: интерес к учению есть дело никак не повальное, да и нестойкое. До сих пор бо́льшая часть детишек теряла этот самый интерес где-то на переходе из младших классов в средние; теперь, когда пошла ударная егэизация уже и начальной школы, интерес будет иссякать раньше. Вот только оценки тут совершенно ни при чём. Оценки вообще и экзамены в частности, конечно же, вещь далеко не идеальная, но без них неизменно получается (ведь были эксперименты-то, и не раз) ещё гораздо хуже. Оставив в стороне бредовость самой цели обучать без принуждения, укажем только, что образование, подаваемое и воспринимаемое как ещё одна развлекуха, практически не имеет шансов на победу в конкуренции с океаном других развлекух, а потому быстро потеряет всякую привлекательность для 999 из каждой тысячи ребят. Тот же один, кому учиться в любом случае интересно, — человек поистине бесценный для всякого дела, и только для одной надобности он абсолютно непригоден: нельзя строить образовательную политику, ориентируясь на него.

Проблема мотивации учащихся, и никогда

У партнеров

    «Эксперт»
    №37 (1133) 9 сентября 2019
    Одиночество Европы
    Содержание:
    Европа без иллюзий

    Европейские элиты в растерянности: западный цивилизационный проект в тупике и без России может не сдвинуться. Германия уступает Франции первую скрипку в ЕС

    Реклама