Утроение вагона

Специальный доклад
Москва, 23.09.2019
«Эксперт» №39 (1135)
Русские вагоны оказались востребованы на внешних рынках. Лидер отрасли — Трансмашхолдинг — нацелился на троекратный рост экспорта с фокусом на дальнее зарубежье

ТАСС

Одним из крупнейших несырьевых экспортеров в России оказалась группа «Трансмашхолдинг» (№ 18 в нашем субрейтинге, экспорт в 2018 году — 131 млн долларов), один из двух крупнейших в России (наряду с группой «Синара») производителей подвижного состава для рельсового транспорта.

Группа входит в десятку крупнейших в мире компаний транспортного машиностроения (см. график 1).

Основанный в 2002 году Трансмашхолдинг (ТМХ) интенсивно работал в направлении консолидации российского железнодорожного машиностроения и немало в этом преуспел. Перечень входящих в его структуру предприятий в России и за ее пределами впечатляет размахом и широтой охвата различных аспектов железнодорожного машиностроения (см. таблицу). Предприятия ТМХ производят электровозы и тепловозы, грузовые и пассажирские вагоны, вагоны метро, электро- и дизель-поезда, тепловозные и судовые дизели, дизель-генераторы, комплектующие для подвижного состава, а также осуществляют ремонт и сервисное обслуживание ранее выпущенной продукции.

Около 80% Трансмашхолдига принадлежат структурам Дмитрия Комиссарова, Кирилла Липы, Искандера Махмудова и Андрея Бокарева, еще 20% у французской Alstom.

Крупнейший покупатель продукции Трансмашхолдинга — РЖД, однако стратегия развития группы предусматривает диверсификацию рынков. Акционеры настроены на развитие долгосрочных отношений с клиентами и постоянное присутствие на целевых рынках. Для этого компания учредила международное подразделение TMH International со штаб-квартирой в Европе, концентрирующееся не столько на экспорте продукции, сколько на инвестиционной деятельности, передаче ноу-хау и локализации производства. В качестве приоритетных рынков на ближайшее будущее TMH International рассматривает Аргентину, ЮАР, Египет, Венгрию и Кубу.

В частности, генеральный директор TMH International Мартан Вожур заявил, что компания планирует довести объем экспорта до 500 млн евро в год, то есть увеличить его почти втрое. Насколько реалистичны эти планы?

Дела заморские

По данным Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD), объем международной торговли железнодорожной техникой в мире вырос с 2001 года более чем в 3,4 раза и по итогам 2018-го превысил 40 млрд долларов (см. график 2).

С учетом локального производства есть и более высокие оценки.

«Объем мирового рынка железнодорожной техники превышает 50 миллиардов евро, — говорит заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Поликарпов. — При этом первые десятилетия двадцать первого века можно назвать ренессансом железных дорог — в некоторые годы рынок рос по 13 процентов. В средне- и долгосрочной перспективе можно ожидать сохранения высокой потребности в новой железнодорожной технике».

В разрезе отдельных стран наибольших экспортных успехов добился Китай, по итогам 2018 года занявший до 38% мирового рынка международной торговли железнодорожной техникой. Сильны также позиции поставщиков из Германии (11%) и США (8%).

Россий

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (1135) 23 сентября 2019
    БАРРЕЛИ ВОЙНЫ
    Содержание:
    Горячо!

    Ближний Восток на грани новой войны. Иран и американская коалиция делают ставку на дорогую нефть и регулярные провокации, пока у кого-то не сдадут нервы

    Реклама