Как вскарабкаться на вершину пищевой цепочки

Наука и технологии
Москва, 14.10.2019
«Эксперт» №42 (1138)
Наши производители БПЛА пока не могут начать экспансию на мировой рынок развлекательных дронов. Сначала им нужно удержать лидерство в сегменте промышленных беспилотников и придумать новые способы их применения. И только после этого они будут готовы вступить в борьбу за потребительский сегмент

Едва ли не все исследовательские компании уверенно прогнозируют, что уже через пять лет объемы реализации гражданских беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) во всем мире вырастут почти вдвое и впервые превысят продажи военных дронов. А емкость этого рынка вплотную приблизится к 20 млрд долларов. Но даже серьезные эксперты не могут внятно объяснить, за счет чего это произойдет. Между тем уже сейчас ясно, что доставка пиццы на мультикоптерах или посылок из книжного магазина не способны обеспечить взрывной рост этой индустрии. Так, может быть, мир переоценивает перспективы использования беспилотников в народном хозяйстве?

О том, как будет развиваться ситуация на этом рынке, в каких его сегментах Россия уже стала лидером и где нам еще только предстоит борьба за первое место, в эксклюзивном интервью «Эксперту» рассказал председатель правления ГК «Геоскан» Алексей Семенов.

— За счет чего все-таки будет расти рынок гражданских беспилотников?

— Бурный всплеск спроса, который мы наблюдали последние годы, связан прежде всего с индустрией развлечений: у нас на планете примерно миллиард человек, которые могут позволить себе такой аппарат. Многие мечтали испытать ощущения полета. Конечно, запустить летающую видеокамеру не то, что самому подняться в воздух, но в данном случае это и не надо — достаточно увидеть картинку своими глазами. То есть, грубо говоря, летаешь не ты сам, а твой мозг. Но сейчас этот хайп уже проходит. Сегмент энтертейнмента никуда не денется, но он, скорее всего, как-то трансформируется. Правда, пока не очень понятно, что еще там можно придумать помимо внедрения искусственного интеллекта. Например, могут появиться какие-то новые игры или любительские бои с участием дронов: парни выйдут на улицу не в футбол гонять, а сражаться на беспилотниках. Но в любом случае такого роста, как прежде, мы здесь уже не увидим: этот сегмент еще может вырасти в два раза за десять лет, но никак не на порядок. А вот применение БПЛА в промышленности, в геодезии, картографии, в сельском хозяйстве, в строительстве все время будет увеличиваться. Именно там наиболее вероятен взрывной рост.

Наконец, еще одно перспективное направление — образование. Там может появиться принципиально иная модель обучения детей и программированию, и «большим» наукам — математике и физике. И прежде всего через написание ими программ для БПЛА.

— Эти тенденции наверняка нашли отражение в планах развития «Геоскана»…

— Мы пока не видим возможностей на равных сражаться с мировыми лидерами на рынке беспилотников для развлечений. Этот сегмент уже поделен, там господствуют гиганты вроде китайской DJI, которая ежегодно продает БПЛА примерно на 1,4 миллиарда долларов. А мы чуть ли не на два порядка меньше. И чтобы составить ей конкуренцию, нам надо предложить примерно такие же цены, выйти на сопоставимые объемы продаж. И в этой ситуации у нас есть только один путь. Мы должны найти какой-то другой рынок, который еще не развит, где конкуренции пока нет. Им вполне может стать рынок дронов для сфер

У партнеров

    «Эксперт»
    №42 (1138) 14 октября 2019
    Приехали
    Содержание:
    Другая мобильность. И это не бла-бла

    Сжатие автомобильных рынков по всему миру — признак начала фундаментальной трансформации отрасли. Новые вызовы — экологический прессинг, бум электрокаров, развитие беспилотного транспорта и «шеринговой» мобильности — в полный рост встают и в России

    Экономика и финансы
    Специальный проект
    */
    Реклама