Автопром: альянс отстающих

Главная новость
Москва, 04.11.2019
«Эксперт» №45-46 (1141)

Вся надежда на Карлоса Тавареса 03-01.jpg THIBAULT CAMUS/AP/TASS
Вся надежда на Карлоса Тавареса
THIBAULT CAMUS/AP/TASS

Мировой автопром переживает очередное крупное слияние: итало-американская корпорация Fiat Chrysler Automobiles (FCA) договорилась об объединении с группой Peugeot Citroën (PSA Groupe).

Уже официально объявлено, что слияние произойдет на равных условиях: акционеры каждой компании будут владеть половиной акций новой объединенной группы. Стороны обещают, что на 80% свои активы они объединят в течение четырех лет, процесс слияния завершится через семь лет, стоимость этих мероприятий участники оценивают в 2,8 млрд евро. В результате, как заявляют представители объединяемых компаний, должен появиться четвертый по величине мировой автомобильный концерн (после Toyota, Volkswagen и Renault–Nissan) с ежегодным объемом продаж 8,7 млн автомобилей, совокупной выручкой 170 млрд евро и регулярной операционной прибылью 11 млрд.

На первый взгляд амбиции потеснить на мировом автомобильном подиуме даже такого гиганта, как General Motors, у нового концерна выглядят оправданными. FCA и PSA совместно владеют 15 автомобильными марками — в частности, у первой весьма внушительны позиции в США с продажами машин Jeep, RAM, Chrysler, Dodge. PSA, в свою очередь, сильна в Европе с марками Peugeot, Citroën, Opel, Vauxhall. Если простым сложением объединить нынешние объемы продаж двух компаний, то вместе взлететь на четвертое место в общемировом зачете у них получится уже сейчас. Однако проблема в том, что обе компании выглядят отстающими в сфере современных технологий мобильности. Например, доля гибридов и электрокаров в модельном ряду PSA составляет ничтожные 0,2%, у FCA — только 1,4%.

В свете глобальных изменений, происходящих в мировом автопроме, где грядет новая волна жестких экологических ограничений и ожидается, что начнут доминировать электромобили (см. «Другая мобильность. И это не бла-бла», «Эксперт» № 42 за 2019 год), будущее FCA и PSA выглядит похожим на езду в сильную гололедицу. Как у Fiat Chrysler, так и у Peugeot Citroën репутация если не «лузеров», то компаний отстающих и не умеющих вписываться в крутые повороты изменяющейся конъюнктуры рынка. Многострадальный Chrysler в конце 1990-х пробовал быть частью немецкого концерна Daimler, и последний избавился от него с большими убытками. Позже Chrysler чуть не обанкротился в кризис 2008 года и сумел все же в 2009-м попасть под крыло Fiat, который сам за несколько лет до этого, в середине 2000-х, был на грани финансового краха. PSA, в свою очередь, чуть не прекратил свое существование в 2012–2014 годах, когда у компании образовались миллиардные долги и только вмешательство французских властей с предоставлением группе государственных гарантий и дополнительных финансовых влияний позволило ей не оказаться в кювете.

Новый альянс сможет успешно проскочить в новое светлое автомобильное будущее только при условии жестких и решительных действий по реформированию собственной структуры, внедрению новых технологий и обновлению своих платформ и модельного ряда. В принципе, с этим может справиться уже названный гендиректор объединения Карлос Таварес — новая звезда менеджмента мирового автопрома, воспитанник легендарного бывшего главы Renault–Nissan Карлоса Гона, который в 2014 году возглавил группу PSA и энергичными мерами смог вытащить компанию из тяжелейшего кризиса. Остается только пожелать, чтобы карьера главы нового альянса не завершилась, как у его учителя Карлоса Гона, который до сих пор сидит в японской тюрьме.

У партнеров

    «Эксперт»
    №45-46 (1141) 4 ноября 2019
    НЕ ЕДЕМ. ДОРОГО
    Содержание:
    Нам такие дОроги дороги

    Привлеченный высокой и гарантированной государством доходностью частный бизнес заинтересовался дорожными концессиями. Однако тарифы на проезд по платным дорогам зачастую неадекватны платежеспособности основной массы автомобилистов. Платные хайвеи не должны подменять собой строительство бесплатных для населения магистралей за счет бюджета

    Экономика и финансы
    Реклама