День простоять да ночь продержаться

Повестка дня
Москва, 04.11.2019
«Эксперт» №45-46 (1141)

Дания сдалась… 06-01.jpg АЛЕКСАНДР ДЕМЬЯНЧУК/ТАСС
Дания сдалась…
АЛЕКСАНДР ДЕМЬЯНЧУК/ТАСС

«Газпром» подошел еще на шаг ближе к своей цели — исключению Украины из системы поставок газа в Европу.

Дания выдала компании Nord Stream 2 AG разрешение на прокладку части газопровода «Северный поток — 2» на континентальном шельфе страны к юго-востоку от острова Борнхольм на Балтике. Таким образом, снята последняя формальность на пути очередного маршрута транспортировки российского газа в обход Украины.

«Северный поток — 2» — проект строительства газопровода из России в Германию по дну Балтийского моря. Его заявленная мощность составляет 55 млрд кубометров газа ежегодно. Подконтрольная «Газпрому» компания Nord Stream 2 AG — оператор газопровода — недавно заявляла, что его готовность составляет более 80% (на данный момент проложено свыше 2100 километров).

Ранее объявляли, что «Северный поток — 2» должен быть введен в строй до конца текущего года. Глава «Газпрома» Алексей Миллер сказал СМИ, что это возможно: «Компания-оператор будет работать по проекту, и мы надеемся, что окончание проекта произойдет в плановые сроки. Мы говорили о том, что ожидаем разрешения, — оно получено. Протяженность участка — 147 километров, эти работы могут быть выполнены за пять недель».

«Снятие Данией последних ограничений значительно усилит позиции российского концерна на ноябрьском раунде трехсторонних переговоров (“Газпром”, “Нафтогаз” и Еврокомиссия) по поводу украинского транзита, — уверен глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник, — хотя и до этого события сложности не были фатальными». По словам эксперта, в «Газпроме» готовились к негативному сценарию развития событий — вплоть до полного прекращения транзита через Украину. В частности, более чем в два раза, с 5 до 12 млрд кубометров, увеличили запасы газа в европейских подземных хранилищах (ПХГ). Кроме того, в расчет можно было взять «НоваТЭК» с его мощностями сжиженного природного газа (СПГ) на Ямале, а также готовящийся «Турецкий поток» и действующий «Северный поток», объемы поставок по которому можно нарастить. «Кроме того, Европа в критическом случае могла бы смягчить свою позицию и разрешить “Газпрому” доступ к газопроводу Opal», — считает Пасечник. Теперь же смягчить свою позицию придется Украине, уверен он.

Стоит отметить, что о готовности к неблагоприятному исходу переговоров заявляла и украинская сторона, нарастившая запасы до десятилетнего максимума. По данным «Укртрансгаза», объем запасов топлива в ПХГ на конец октября этого года составил 21,7 млрд кубометров, тогда как в прошлом году этот показатель достигал 17 млрд кубов.

Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов считает, что решение «датского вопроса» ситуацию на самом деле изменило мало и на судьбу договора никак не повлияет. «Контракт в любом случае будет подписан, потому что проблемы с поставками газа в Европу не нужны никому, — уверен он. — Транзит по территории Украины будет необходим “Газпрому” еще два-три года как минимум, а вот каким он будет, долгосрочным или с ежегодным продлением на определенный объем, предстоит договариваться».

Напомним, хотя в прошлом году транзит российского газа по Украине снизился более чем на 7% в сравнении с 2017-м (до 86,6 млрд кубометров), он все еще остается значительным. Однако в строй постепенно будут вводиться новые мощности — тот же «Северный поток — 2» и «Турецкий поток» (мощность — 31,5 млрд кубометров, поставки должны начаться уже до конца этого года), одновременно потребность в украинском транзите будет снижаться. Именно поэтому «Газпром» не желает заключать долгосрочный контракт с Украиной, а предпочитает обойтись более короткими договорами.

У партнеров

    «Эксперт»
    №45-46 (1141) 4 ноября 2019
    НЕ ЕДЕМ. ДОРОГО
    Содержание:
    Нам такие дОроги дороги

    Привлеченный высокой и гарантированной государством доходностью частный бизнес заинтересовался дорожными концессиями. Однако тарифы на проезд по платным дорогам зачастую неадекватны платежеспособности основной массы автомобилистов. Платные хайвеи не должны подменять собой строительство бесплатных для населения магистралей за счет бюджета

    Экономика и финансы
    Реклама