«Яндекс.Такси»: выезд на IPO

Наука и технологии
Москва, 04.11.2019
«Эксперт» №45-46 (1141)
Совместное предприятие «Яндекса» и Uber ведет переговоры с инвестбанками о первичном размещении акций. Выход сервиса на IPO может привести к переоценке самого «Яндекса»

ВАСИЛИЙ КУЗЬМИЧЕНОК/ТАСС

На прошлой неделе агентство Bloomberg со ссылкой на собственные источники сообщило, что «Яндекс.Такси» ведет переговоры с Morgan Stanley и Goldman Sachs о проведении IPO. Компания готовится к размещению на биржах России и США, однако процесс подготовки долгий и может занять до года. На фоне этих новостей акции самого «Яндекса» показали бодрый рост на 4%, однако в мае этого года компания Uber вышла на IPO, по мнению многих неудачно, и это настораживает.

По предварительным оценкам различных инвестбанков, стоимость «Яндекс.Такси», составит от пяти до восьми миллиардов долларов. Goldman Sachs оценивает компанию в 7,7 миллиарда. Для сравнения: перед IPO Uber рассчитывала на оценку в 80–90 млрд, сейчас же, спустя полгода, ее капитализация составляет около 50 млрд долларов. Поэтому окончательная оценка зависит от спроса инвесторов и от итоговой структуры бизнеса, который будет выходить на IPO. «Мы рассматриваем возможность выхода на IPO, как мы говорили ранее, и мы работаем с рядом банков по различным вопросам», — прокомментировал информацию представитель «Яндекс.Такси».

«Яндекс.Такси» — совместное предприятие «Яндекса» и Uber, созданное летом 2017 года, когда компании договорились объединить свои сервисы по онлайн-заказу такси в России и соседних странах (например, в Азербайджане, Армении, Белоруссии). Тогда «Яндекс» получил в объединенной компании долю в 59,3% акций, обещав при этом вложить 100 млн долларов. Uber получил 36,6% акций (сейчас доля выросла до 38%), инвестировав 225 млн долларов.

Пока не ясно, будут ли включены в IPO сервис доставки еды «Яндекс.Еда» и подразделение по разработке беспилотных автомобилей, которые также входят в состав «Яндекс.Такси». Судя по всему, беспилотные автомобили все же останутся за пределами публичного размещения бумаг: вскоре после сообщений о переговорах «Яндекс.Такси» с инвестбанками появилась новость о том, что компания планирует выделить свое беспилотное направление в отдельное юрлицо «Яндекс.СДК». Это позволит не учитывать убытки беспилотного бизнес-юнита в отчетности «Яндекс.Такси» и тем самым на бумагах повысить рентабельность компании.

Вопрос о проведении IPO «Яндекс.Такси» обсуждался с момента создания совместного предприятия с Uber: еще в 2017 году в компании заявили, что планируют выйти на IPO в первой половине 2019 года. В январе этого года операционный и финансовый директор «Яндекса» Грег Абовский говорил, что «Яндекс.Такси» планирует стать публичной компанией в 2019 или 2020 году.

Повезет или нет?

В июле этого года в «Яндекс.Такси» сообщили о покупке части бизнеса крупного агрегатора такси ГК «Везет», популярного в регионах и представленного в 123 городах России. В частности, по условиям сделки структура «Яндекса» должна была получить программное обеспечение и колл-центры регионального агрегатора, а нынешние акционеры «Везет» — до 3,6% акций «Яндекс.Такси» и до 71,5 млн долларов в случае успешного достижения показателей эффективности. Сумма сделки не была названа, но отмечалось, что в течение трех

У партнеров

    «Эксперт»
    №45-46 (1141) 4 ноября 2019
    НЕ ЕДЕМ. ДОРОГО
    Содержание:
    Нам такие дОроги дороги

    Привлеченный высокой и гарантированной государством доходностью частный бизнес заинтересовался дорожными концессиями. Однако тарифы на проезд по платным дорогам зачастую неадекватны платежеспособности основной массы автомобилистов. Платные хайвеи не должны подменять собой строительство бесплатных для населения магистралей за счет бюджета

    Экономика и финансы
    Реклама