Женская версия истории искусств

Книги
Москва, 04.11.2019
«Эксперт» №45-46 (1141)

Бриджит Куинн пишет, что была феминисткой и остается ею. Это определяет оптику ее взгляда на историю искусств: он выхватывает из нее женщин и фокусируется на их творчестве. Вот характерная цитата: «Я принимала все близко к сердцу. Живопись Лабий-Гийар воплощала в себе все, к чему стремилась я. Талант. Страсть. Смелость. Кроме того, мне казалось, что мы похожи внешне: мягкие черты лица, бледная кожа, глаза с тяжелыми веками».

Автор исходит из концепции, что женщины всегда неуютно чувствовали себя в мире искусств и им приходилось прилагать дополнительная усилия, чтобы заявить о себе, и даже тогда они оставались на вторых ролях. Хотя, по мнению Куинн, их произведения были не хуже тех, что создавались мужчинами. Например, о картине немецкой художницы Паулы Модерзон-Беккер «Автопортрет в возрасте тридцати лет на шестой день свадьбы» она говорит как о «картине-манифесте, ни единым мазком кисти не уступающей “Авиньонским девицам” Пикассо».

Сопротивление, которое приходилось преодолевать женщинам на своем творческом пути, — основной мотив книги Бриджит Куинн. Ее миссия — восстановление справедливости. Она пишет о тех, кто был заключен в оковы не только внешних условностей, но и тягот семейной жизни, как, например, Ванесса Белл, старшая сестра писательницы Вирджинии Вульф, у которой были «муж, гуляющий сам по себе, но по-прежнему ожидающий свежих рубашек и домашних обедов; женатый любовник; целое созвездие друзей и родственников, регулярно заглядывающих на чай, ужин и долгие вечерние посиделки; гениальная младшая сестра с хрупкой нервной системой». Может быть, и так, может быть, и в самом деле женщинам в искусстве было непросто, но странно, что автор упустила из виду Камиллу Клодель, на чью судьбу наложил неизгладимый отпечаток союз с Огюстом Роденом — с последующим конфликтом мужского и женского начал в искусстве. Возможно, она просто не знает о ее существовании.

 

Куинн Бриджит. Невероятные женщины, которые изменили искусство и историю / пер с англ. Марии Степановой. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 188 с.

У партнеров

    «Эксперт»
    №45-46 (1141) 4 ноября 2019
    НЕ ЕДЕМ. ДОРОГО
    Содержание:
    Нам такие дОроги дороги

    Привлеченный высокой и гарантированной государством доходностью частный бизнес заинтересовался дорожными концессиями. Однако тарифы на проезд по платным дорогам зачастую неадекватны платежеспособности основной массы автомобилистов. Платные хайвеи не должны подменять собой строительство бесплатных для населения магистралей за счет бюджета

    Экономика и финансы
    Реклама