Сбербанк: скопируется все?

Повестка дня
Москва, 02.12.2019
«Эксперт» №49 (1144)

ВЛАДИМИР СМИРНОВ/ТАСС

Группа Сognitive Technologies продала Сбербанку 30% в своей компании Cognitive Pilot, занимающейся разработкой систем беспилотного управления автотранспортом.

Президент и основной совладелец Сognitive Technologies Ольга Ускова в своем фейсбуке весьма эмоционально охарактеризовала эту сделку, написав: «УРА! МИРОВОЕ ГОСПОДСТВО!» Она имела в виду, что на базе технологий ее компании и возможностей Сбербанка партнеры «закрепляют за собой безоговорочное лидерство разработчика систем искусственного интеллекта для беспилотных наземных транспортных средств в России», а также намерены побороться за лидирующие позиции в мире.

Беспилотными системами компания занялась не так давно — в 2012 году. Основное же направление деятельности Cognitive Technologies, существующей с начала 1990-х, — разработка и внедрение решений для электронной торговли, управления предприятиями и их автоматизации. Весной 2017 года Ольга Ускова говорила, что не прочь привлечь инвестора на 15–20% в Cognitive Pilot, поскольку компании нужны средства для ускорения выхода на международные рынки.

Финансовые условия сделки со Сбербанком не разглашаются, однако Ускова отметила, что это самая крупная сделка на российском рынке высокотехнологических компаний после сделки с Mail.ru Group. Стоимость той сделки Сбербанк назвал: 11,3 млрд рублей.

Cognitive Pilot не ограничивается разработкой систем для автомобильного транспорта, передвигающегося по дорогам общего пользования: в портфеле компании создание беспилотного комбайна, в РЖД идут испытания беспилотного локомотива, ведутся работы по интеграции системы беспилотного вождения для трамвая. Ранее компания сотрудничала с двумя крупными российскими производителями техники: «Роcтсельмашем» и КамАЗом. Однако спустя некоторое время оба производителя приняли решение развивать собственные компетенции в части создания беспилотных систем. «Ростсельмаш» в июле уже продемонстрировал свою разработку, интегрированную в комбайн Torum 785. Активную работу в этом направлении ведет и КамАЗ, руководство которого заявляет, что запустит беспилотные автомобили в производство, как только в России примут необходимое для этого законодательство.

В конце августа было объявлено, что Cognitive Pilot и Hyundai Mobis (поставщик автокомпонентов первого уровня южнокорейского автоконцерна) договорились о том, что российская компания разработает модуль автономного вождения, который впоследствии может быть интегрирован в автомобили Hyundai Motor Group. Задача этого модуля, работающего в паре с установленной на лобовом стекле автомобиля видеокамерой, — распознавание объектов на дороге. По сути, это ADAS (Advanced Driver Assistance Systems) — система помощи водителю, которая уже сегодня устанавливается в отдельные модели автомобилей премиум-класса. Впрочем, весной Hyundai Mobis заключил соглашение с «Яндексом» о создании программно-аппаратного комплекса для беспилотного автомобиля. А летом уже был показан первый беспилотник.

По мнению участников рынка, «Яндекс» значительно дальше многих других игроков продвинулся по пути создания беспилотного автомобиля. А Сбербанк после передачи «золотой» акции в специальный фонд, созданный в рамках изменения системы управления этой ИТ-компанией, уже не будет иметь к ней никакого отношения.

Но, как считает Илья Крейзель, инвестиционный директор ГК «Цифра», Сбербанк пытается повторить модель «Яндекса»: «“Яндекс” пошел в еду, Сбербанк пошел в еду, “Яндекс” занимается беспилотниками, Сбербанк купил Cognitive Pilot, “Яндекс” развивает искусственный интеллект, Сбербанк тоже этим активно занимается». Однако, по его мнению, сделка Сбербанка по вхождению на рынок беспилотных автомобилей выглядит запоздалой: «С “Яндексом” все ясно: у них есть служба такси, где будет применяться эта технология. Что станет с ней делать Сбербанк, пока непонятно».

Другой участник рынка, пожелавший остаться анонимным, тоже считает сделку неочевидным успехом: «Если вы введете на YouTube поисковый запрос “Беспилотный автомобиль “Яндекса”, то посмотрите видео, где автомобиль едет по дороге общего пользования без участия человека. На аналогичный запрос со словами “Сognitive Technologies” вы увидите ролик, в котором транслируется видео с видеорегистратора, и на этой картинке инструментами машинного зрения отмечаются различные объекты. Это не беспилотный автомобиль».

Впрочем, учитывая, что на Сбербанк приходится больше половины прибыли российской банковской системы, он может позволить себе любые эксперименты.

У партнеров

    «Эксперт»
    №49 (1144) 2 декабря 2019
    ЭПИДЕМИЯ СУВЕРЕНИТЕТОВ
    Содержание:
    Торговля не заметила войны

    Противостояние США и Китая не сказалось на мировой торговле, она замедляется по другим, более долгосрочным и глубинным причинам. Главная из них — рост экономической мощи развивающегося мира

    Главная новость
    Экономика и финансы
    Реклама