Камера смотрит в карман

Экономика и финансы
Москва, 09.12.2019
«Эксперт» №50 (1145)
Дорожные камеры и платные парковки должны были улучшить дорожную обстановку, но пока они в основном увеличивают объем собираемых штрафов. Относительно доходов россиян штрафы за шесть лет выросли в три раза, а относительно доходов москвичей — в семь раз

Иллюстрация: ИГОРЬ ШАПОШНИКОВ

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил рассмотреть вопрос о введении штрафов для автомобилистов за превышение скорости на 10–20 км/ч — пока за это не штрафуют. Одновременно МВД планирует повысить штраф за превышение скорости с нынешних 500 рублей до трех тысяч.

За три квартала 2019-го более 14 тыс. камер «выдали» автовладельцам по всей стране 104,2 млн штрафов. Это на 10% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Столичная статистика — 20 млн штрафов с начала года, то есть пятая часть всего собранного в стране. По минимальной оценке, это принесет в бюджет свыше трех миллиардов рублей, однако реальные цифры будут гораздо более внушительными. В прошлом году в Москве собрали штрафов на 14,75 млрд рублей, в Подмосковье — на 5,37 млрд, а замыкает тройку лидеров Татарстан -- там собрали 2,97 млрд рублей.

В доходах населения уплаченные автолюбителями штрафы занимают небольшую долю — меньше процента, но впечатляет динамика: за шесть лет, с 2012-го по 2018-й, эта доля выросла для жителей всей России в три раза, а для жителей Москвы — в семь раз (см. графики 1 и 2).

За этими внушительными цифрами скрываются довольно неприглядные нюансы. Несмотря на то что штрафы не так велики относительно сумм, необходимых для поддержания в порядке дорожной сети (в 2017 году, например, на это было совокупно потрачено 946,6 млрд рублей, а штрафов по всей стране собрано около 70 млрд), многие регионы начали видеть в них не только средство снизить аварийность, но и наполнить бюджет, а иной раз и личные карманы. Эту «лавочку» частично прикрыли: с 2019 года штрафы идут не напрямую в региональный бюджет, а в дорожные фонды, из которых собранные деньги куда попало не потратить. Параллельно президент Владимир Путин поручил доработать регламенты «Об обязательном информировании участников дорожного движения», добавив туда пункт, обязующий предупредить водителей, что их снимают. Однако это не решает множества других проблем и не препятствует злоупотреблениям вроде искусственного создания «дорожных ловушек», то есть участков дороги, где камеры максимально замаскированы, а многие водители нарушают ПДД. Цель камер при этом не уменьшить число нарушений, а собрать побольше штрафов.

При этом выписываемые штрафы профилактике нарушений ПДД способствуют далеко не всегда — не только из-за общего несовершенства организации движения, но и из-за множества «пограничных» ситуаций, когда камеры, с точки зрения водителя, штрафуют непонятно за что. Все это в совокупности уже создало ситуацию, когда в глазах массового водителя дорожные камеры постепенно превратились из средства, обеспечивающего безопасность, в автоматическую «доилку», которую необходимо обманывать всеми возможными способами. Сожженные недавно в Подмосковье мобильные комплексы видеофиксации Ford Transit достаточно ярко во всех смыслах этого слова продемонстрировали отношение населения к подобной системе поборов.

С парковками ситуация складывается похожим образом, за тем лишь исключением, что с них хорошо собираются деньги

Новости партнеров

«Эксперт»
№50 (1145) 9 декабря 2019
Труба рулит
Содержание:
Сильный ход в глобальной газовой партии

Запуск первой очереди экспортного газопровода в Китай позволяет России выстраивать стратегию принципиальной реконфигурации мирового газового рынка, на котором мы будем иметь эксклюзивные преимущества

Реклама