О привычной фальши

Разное
Москва, 16.12.2019
«Эксперт» №51 (1146)

Фото: Эксперт

Один из виднейших деятелей многолетней реформы образования академик РАО Асмолов публично попросил президента Путина затормозить принятие новых школьных стандартов. Об этих стандартах и их противниках говорено уже много; одни нехороши, но и другие не лучше (см. «О невысоких стандартах», № 39) — и в речи академика занятнее, пожалуй, не просьба, а её аргументация. Итак: школа по новым стандартам, которые Минпрос спешит принять, невзирая на критику «коллег из “Сириуса” и РАО», будет «давать образование ригидное и повёрнутое в прошлое». Ведь нынче, по словам академика, «каждый ребёнок, даже дошкольники, обладает эффектом Юлия Цезаря — может решать одновременно несколько задач», а потому учить его надо иначе. Как? А вот «изучалось, какие менеджеры ведущих топ-компаний наиболее успешны, что у них с образованием? Удивительный факт. Это были те топ-менеджеры, которые в 13–14–15 лет больше всего читали Жюля Верна, Брэдбери, Азимова, Ефремова и других фантастов. Иными словами, сегодняшние дети с их многозадачностью, чтобы школа была для них интересна, нуждаются в других, более серьезных программах образования». Поэтому давайте создадим вневедомственную комиссию и тем минимизируем риски… В этой краткой речи всё привычно до зелёной тоски, но вновь и вновь произносится и — по неизвестным науке причинам — продолжает и продолжает срабатывать.

Начнём с пассажа насчёт «эффекта Цезаря» — он очень хорош для калибровки. Кай Юлий, если верить историкам, «мог диктовать своим секретарям по четыре письма одновременно, причём по самым важным вопросам; а если не был занят ничем другим, то и по семь писем». Тот несомненный факт, что дети проводят несуразно большую часть жизни носом в смартфоне, что они якобы слушают обращённую к ним речь и даже якобы отвечают на неё, не отрывая глаз от экранчика, доказывает скорее не развитую многозадачность, но лишь гаджетоманию. Вот насколько правомерно видеть баснословный дар Цезаря у «каждого ребёнка, даже дошкольника» — ровно настолько верны и убедительны и все прочие пассажи реформаторской речи.

Зачем же академик РАО так беспардонно льстит сегодняшним детям? А для того, чтобы убедительнее прозвучало, что учить их, таких сверхзамечательных, надо иначе. В каком смысле иначе? Да, методический инструментарий со временем меняется — так он всегда понемногу менялся, это естественно. Да, современные мультимедиа дают учителю в руки инструменты, каких прежде у него не было. Но хорошему учителю математики или хорошему учителю словесности как раньше ничего не было нужно, кроме мела и доски, так и сегодня доски и мела достаточно. Некогда Евклид сумел объяснить тогдашним начальникам, что к геометрии нет царских дорог, — кто бы объяснил начальникам нынешним, что к геометрии нет и цифровых дорог, да и не к одной только геометрии.

Ещё один довод академика в пользу «учить иначе»: вон, успешные-то менеджеры не зубрили всякую лабуду, а читали фантастику… Исследование не доведено до конца: не раскрыта связь успешности топ-менеджеров с игрой в пристенок. А

Новости партнеров

«Эксперт»
№51 (1146) 16 декабря 2019
Мы теряем его
Содержание:
Четыре года спортивного одиночества

Допинг-скандал нанес колоссальный удар по российской репутации и может на многие годы маргинализировать отечественный спорт

Главная новость
Наука и технологии
Реклама