Автодилерский бизнес: конфеты вкусные и горькие

Авторынок переживает сегодня нелегкие времена, что связано со снижением потребительского спроса и недостаточным количеством ликвидных моделей, поставляемых иностранными автопроизводителями

ОЛЕГ СЕРДЕЧНИКОВ

Автомобильная розница в России становится все более рискованным бизнесом: в условиях сжимающего рынка автодилеру становится все сложнее правильно спрогнозировать спрос и закупить у производителя востребованные модели. Цена ошибки может быть велика: затоваривание на складе и невозможность обслуживать взятые для поддержки складских запасов кредиты могут в одночасье обернуться банкротством даже крупных автодилерских предприятий, как это, например, случилось с компаниями Genser и «Независимость».

Согласно опубликованным в этом месяце данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2019 году продажи новых машин в РФ снизились на 2,3% и составили 1,75 млн единиц (см. график 1). Лидерство на рынке по-прежнему удерживает АвтоВАЗ с показателем 362 тыс. проданных машин, далее идут корейские марки Kia и Hyundai. В списке первых 25 брендов на рынке наиболее впечатляющие показатели прироста в ушедшем году продемонстрировали китайские автопроизводители: Haval увеличила продажи на 282%, Geely — на 186%. В массовом сегменте росли продажи таких марок, как Renault, Škoda, Datsun, Suzuki, менее удачным год стал для Toyota, Nissan, Mitsubishi. Одновременно в премиальном сегменте продолжается оживление: с внушительном ростом закончили год Mercedes-Benz, BMW, Volvo, а в минусе оказались Lexus, Land Rover, Infiniti (см. таблицу).

С чем связан успех на российском рынке одних автопроизводителей и провал других и что нужно делать российских автомобильным дилерам в условиях все менее предсказуемого поведения потребителей? Об этом в интервью «Эксперту» рассказывает Денис Петрунин, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» (дилер автомобильных марок Audi, BMW, Porsche, Infiniti, Hyundai, Kia и др.), который уже более двадцати лет занимает ключевые позиции в автомобильной отрасли. Свою карьеру он начал в компании BMW, где одиннадцать лет занимался управлением сбытом. Затем работал в компании «Северсталь-Авто» (ныне «Соллерс»), потом возглавлял бренд Volkswagen в России, в течение шести лет работал управляющим директором «Хендэ Мотор СНГ», занимал должность вице-президента по продажам и маркетингу АвтоВАЗа.

— Почему российский рынок после двух лет роста опять поехал в минус?

— Это отражение общей покупательной активности населения, хотя при этом депозиты населения только растут. Речь идет скорее о потребительском недоверии, ситуация видится людям не очень стабильной: многие боятся потерять работу, боятся в ближайшем будущем зарабатывать меньше, поэтому предпочитают откладывать деньги, а не тратить. Одновременно большая часть населения уже сильно закредитована, эти люди, может, и стремятся что-то покупать, но им меньше доверяют банки.

— Многие говорят об «одноразовости» современных вещей, в том числе автомобилей, которые «уже не те» и служат не так долго, как раньше, что выгодно производителям…

— Это не совсем так. Раньше люди меняли автомобиль через три-четыре года, машина через этот период требовала ремонта, резко снижалась ее остаточная стоимость. Сейчас многие автомобили им

Новости партнеров

«Эксперт»
№5 (1149) 27 января 2020
Землетрясение в Белом доме
Содержание:
Реализаторы

Не временщики, но без гарантий: новое правительство покажет эффективность в исполнении нацпроектов. Или будет съедено усилившимся парламентом

Реклама