Полтаза оливье, или Куда делся потребительский спрос

Русский бизнес
Москва, 03.02.2020
Большинство рынков переживает изменение структуры спроса, не связанное со стагнацией. О том, как поймать новый тренд, рассказывает Сергей Макшанов, управляющий ГК «Институт тренинга — АРБ Про»

ОЛЕГ СЕРДЕЧНИКОВ

Сергей Иванович, какую стратегию вы бы рекомендовали бизнесу в условиях затянувшейся стагнации экономики?

— Мы всегда говорим бизнесу, что надо расти, надо преодолевать барьеры, искать продукты с высокой наценкой, вместо того чтобы, как все, играть скидками. Смотрите: в 2018 году в России было открыто 657 заводов, а в 2019-м — 507, то есть меньше. Но не все страны мира открывают и по 507 заводов в год, тем более что здесь учтены только новые предприятия, без модернизированных (см. графики. — «Эксперт») При этом заводов построено меньше, чем в 2018 году, но денег инвестировано больше. Это означает, что строятся более производительные, более современные предприятия. 

Инвесторы преимущественно наши или иностранные?

— Подавляющее большинство инвесторов — отечественные, хотя и иностранцы продолжают нести сюда деньги: китайцы, немцы, американцы, голландцы. А ставка у иностранцев очень простая: такой прибыли, как в России, нет нигде. Даже близко. Риск, правда, вырос, но ради прибыли они готовы рисковать. 

Тем не менее практически на всех рынках наблюдается падение или стагнация спроса, что затрудняет, во всяком случае для российского бизнеса, процесс инвестирования.

— Я бы посоветовал обратить внимание не на падение спроса, а на изменение его структуры и дробление. По большому счету происходит устаревание многих рынков. Все это почувствовали, например, в проявлениях шеринг-экономики. Она очень много что поменяла. Где? В автодилинге: развитие каршеринга, карпулинга и прочего почувствовали очень сильно перевозчики, таксомоторный бизнес. Потом это докатилось до бизнеса гостеприимства, включая и размещение, и еду. Когда вы сделали себе на Новый год таз салата оливье и полтаза у вас осталось, а еще у вас есть две банки малосольных патиссонов, вы можете осчастливить друзей по фейсбуку, предложив им салат с патиссонами. То же самое происходит, когда вы поехали в отпуск и выставили свою квартиру на Avito.ru. И отели очень это почувствовали: четверть спроса ушла туда, особенно это заметно на больших трафиках. Накануне Нового года в зооотелях Петербурга закончились места, зверя домашнего негде было оставить. Почему? Потому что весь народ куда-то поехал, люди стали намного более мобильны. Ведь еще лет пять назад, если бы вы спросили про зоогостиницу, вас бы не поняли. А там где-то уже маячит спрос на гостиницы для растений — кстати, первый такой отель в Петербурге запустился в прошлом году. 

Кроме повышения мобильности людей чем обусловлено изменение структуры спроса?

— Усиливается атомизация потребителей. Все больше возникает сообществ, групп, у которых разная степень ухода в виртуальную среду, разные типы потребления. Раньше как? Все поели картошки с мясом и пошли, а сейчас этот — веган, этот — вегетарианец, этот — на безглютеновой диете, этот — кетодиетный, а этот вообще голодает пятый месяц. То же самое в одежде. Хотя есть и нечто объединяющее нынешнее поколение потребителей. У нас проект будет в этом году, связанный с ювелирной отраслью. Этот рынок вс

Новости партнеров

«Эксперт»
№6 (1150) 3 февраля 2020
Демон - насколько опасна эпидемия нового коронавируса
Содержание:
Дракон против демона

Жесткость мер Китая и мирового сообщества по предотвращению распространения нового вируса оправданна: мы имеем дело с весьма опасным врагом. Но к серьезным негативным последствиям для китайской и мировой экономики эпидемия скорее всего не приведет

Разное
Реклама