Терапевт для бизнеса

Русский бизнес
Москва, 10.02.2020
«Эксперт» №7 (1151)
«Эксперт» поговорил с профессиональным ментором Александром Кравцовым о наставничестве и его роли для бизнеса

ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА АЛЕКСАНДРА КРАВЦОВА

Коучи, менторы, наставники для бизнесменов стали мейнстримом в России лишь в последние годы. Но во всем мире эта практика уже достаточно развита. Коучинг включает в себя множество областей, в том числе педагогику, психологию (спортивную, клиническую, социальную, промышленную), теории лидерства и т. д. С середины 1990-х наставничество развилось в отдельную дисциплину, появились профессиональные ассоциации, например Ассоциация коучинга, Европейский совет коучинга и менторства, которые участвовали в разработке стандартов обучения.

Такие люди помогают достичь профессиональных целей вроде продвижения по карьерной лестнице, улучшения коммуникативных навыков, управления эффективностью работы и стратегического мышления, повышения эффективности разрешения конфликтов.

При этом принято разделять коучинг (он помогает достичь цели) и менторство (наставник передает опыт, связи и компетенции). Менторство зародилось в США относительно недавно, в 1960-е, в российскую же бизнес-практику это явление только-только начало входить. О том, кто такие менторы и какую роль они играют в успехе отечественного бизнеса, «Эксперту» рассказывает профессиональный ментор Александр Кравцов.

— Для начала объясните, пожалуйста, кто такой ментор и кому он необходим?

— Если коротко, то ментор — это наставник и покровитель. Он помогает достигать поставленных целей, предлагая уже готовые решения и обеспечивая необходимыми ресурсами. Например, связями и знаниями.

Если смотреть на западные примеры, то за многими успешными людьми стояли не менее успешные наставники. Стив Джобс для Марка Цукерберга, Уоррен Баффетт для Билла Гейтса.

В России тоже немало выдающихся личностей, которые могли бы стать менторами: топ-менеджеры крупных компаний, политики, предприниматели. Однако зачастую они не готовы делиться своими знаниями и опытом. Просто не видят смысла в такой работе. Поэтому и появляются профессиональные менторы. Пока нельзя сказать, что в России есть целый рынок менторства, однако их довольно много.

Есть стереотип, что ментор необходим только новичкам в бизнесе, однако это лишь одно направление работы. Успешные предприниматели рано или поздно упираются в невидимый потолок, который не пробить просто приобретением новых навыков и компетенций. Нужны другие социальные связи, принципиально другие подходы, все это очень тонкие материи. Ментор может помочь сделать этот качественный скачок и выйти на новый уровень, перейти в высшую лигу.

— С какими препятствиями ментор чаще всего сталкивается в своей работе?

— Чаще всего проблема заключается именно в непонимании того, кто такой ментор. Существует стереотип, что ментор — это педагог. Соответственно, его задача — чему-то научить или даже навязать ученику определенную картину мира. Отсюда известное выражение «менторский тон», то есть назидательный и безапелляционный.

Традиционные бизнес-консультанты и коучи используют недирективный подход, постепенно подводя клиента к самостоятельному нахождению правильного ответа. В отличие от них ментор сразу пред

Новости партнеров

«Эксперт»
№7 (1151) 10 февраля 2020
Народный прокурор
Содержание:
Стратегией по нанометрам

Новая Стратегия развития электронной промышленности на период до 2030 года оставляет простор для будущих корректировок и место для творчества

Реклама