Индексация цены отсечения помимо долларовой инфляции должна также учитывать выпадающие доходы бюджета вследствие предоставления налоговых льгот для нефтяных месторождений со сложными условиями добычи

Иллюстрация: ИГОРЬ ШАПОШНИКОВ

Бюджетное правило, актуальная версия которого действует с 2017 года, определяет порядок обращения с нефтегазовыми доходами казны рентной природы. Согласно правилу, цена на нефть, используемая при расчете базового объема нефтегазовых доходов (цена отсечения), установлена на уровне 40 долл./барр. в ценах 2017 года. Ежегодно базовая цена на нефть индексируется на долларовую инфляцию в 2%, чтобы обеспечить ее неизменность в реальном выражении. Таким образом, в 2018 году цена отсечения составила в фактических ценах 40,8 долл./барр., в 2019-м — 41,6 долл./барр., в 2020-м — 42,4 долл./барр. К 2023 году цена отсечения в бюджетном правиле вырастет до 45 долл./барр. При превышении фактической ценой нефти цены отсечения нефтегазовые сверхдоходы не расходуются, а перечисляются в Фонд национального благосостояния (ФНБ), неприкосновенная граница которого определена в 7% ВВП.

Бюджетное правило в целом снизило зависимость экономики и государственных финансов от конъюнктуры сырьевых рынков, тем самым доказав свою эффективность. По мере приближения накопленных в ФНБ средств к заветной отметке в высших эшелонах власти разгорелась дискуссия о направлениях трат излишка, которые минимизировали бы риски в виде возможного разогрева инфляции и неблагоприятной динамики курса рубля.

В частности, Банк России готов был обсуждать увеличение заложенной в бюджетном правиле цены отсечения нефти, а не направления расходования ликвидных средств ФНБ сверх заветных 7% ВВП. Казалось бы, в обоих случаях речь идет об увеличении государственных расходов. Но первый способ означает увеличение доходной части бюджета как базы для увеличения расходов по направлениям, определяемым в рамках обычной бюджетной процедуры. Второй способ формально менее прозрачен: согласованный объем средств ФНБ распределяется по конкретным направлениям и проектам адресно, на основе индивидуальных решений правительства.

Минфин и Минэкономики склонялись ко второму варианту. В итоге стороны согласились, что инвестирование из ФНБ средств в размере до 1 трлн рублей в течение 2020–2022 годов не будет иметь значимых негативных последствий для денежно-кредитных условий и обменного курса. В целях нейтрализации влияния на валютный рынок конвертацию в рубли средств ФНБ для финансирования инвестиционных проектов решено компенсировать покупками Банком России иностранной валюты в рамках бюджетного правила.

Приобретение Росимуществом доли ЦБ в Сбербанке, формально не нарушая бюджетное правило, разрушает его жесткую конструкцию и в известном смысле, обессмысливает все предыдущие споры. В то же время это лишь подчеркивает важность уточнения дизайна бюджетного правила, в том числе с учетом специфических особенностей нефтедобывающей промышленности.

Поддержание добычи требует льгот

В текущей конструкции бюджетное правило не учитывает тенденции, наблюдаемые непосредственно в самой нефтяной отрасли. Объективные факторы ухудшения условий нефтедобычи и роста себестоимости ведут к постепенному сокращению природной ренты.

Качество запас

Новости партнеров

«Эксперт»
№10 (1154) 2 марта 2020
Сланцевая агония
Содержание:
Шум и сланец

Как коронавирус из Китая помогает развенчать самый главный миф нового времени — о том, что нефть из камня можно получать бесконечно

Главная новость
Реклама