Атака клонов: от экспериментов к бизнесу

Наука и технологии
Москва, 09.03.2020
«Эксперт» №11 (1155)
Китай выходит на рынок коммерческого клонирования домашних питомцев. Но на животных китайцы останавливаться не собираются

JIN LIWANG/ZUMA\TASS

Китайцы очень трепетно относятся к своим питомцам: в 2019 году расходы на домашних животных в стране превысили 28 млрд долларов, показав рост на 18,5%. В августе минувшего года китайские ученые впервые в истории страны клонировали кота, открыв для Китая новый сегмент «услуг». Из безумной, казалось бы, идеи ученых клонирование питомцев в Китае может превратиться в коммерческую индустрию. Надежды на успех подкрепляет поддержка правительства: согласно плану «Сделано в Китае 2025», к концу 2020 года китайская индустрия биотехнологий должна вырасти до 4% ВВП.

За последние несколько лет китайские власти уже вложили в биотехнологии и медицину более 100 млрд долларов, активно растут и венчурные инвестиции в эту сферу. Бум местных биотехкомпаний вызывает серьезное беспокойство Запада. Одни критики указывают на низкие этические стандарты китайских ученых, которые якобы делают с животными все, что хотят. Другие боятся появления генетического оружия, направленного против конкретных людей и наций. Пока такие опасения, скорее, из области фантастики и новые технологии растут во имя потребительского сектора. Население планеты стареет, и биомедицина способна принести еще не один триллион добавленной стоимости. И если новые биотехнологии попутно позволят клонировать питомцев, то почему бы и нет.

Исторически сложилось так, что именно западные страны, особенно США, были центром исследований в области биотехнологий. Теперь же, при поддержке масштабных госинвестиций, Китай наверстывает упущенное. Помогает развитию биотеха и рост благосостояния населения: в прошлом году Китай впервые обошел США по количеству граждан, входящих в 10% богатейших людей мира. Именно богатые толкают спрос на клонирование и передовые биотехразработки.

Копировать-вставить

Китайцы далеко не первые на мировом рынке коммерческого клонирования. С 1996 года, когда в результате эксперимента появилось первое клонированное животное — овечка Долли, клонирование вышло за рамки чисто научных изысканий и встало на коммерческие рельсы. Серьезный всплеск интереса к этому бизнесу случился, когда американская певица Барбра Стрейзанд призналась, что дважды клонировала свою собаку Саманту, которая умерла в 2017 году.

Главными центрами коммерческого клонирования питомцев долгое время оставались США и Южная Корея. Первый кот-клон появился в Техасском университете еще в 2001 году, а первая клонированная собака — в 2005-м в Сеульском национальном университете. В 2015 году южнокорейская компания SOOAM Biotech успешно клонировавшая более 600 собак, брала за услугу около 100 тыс. долларов, в то время как в техасской ViaGen Pets это стоило вдвое дешевле. Для тех, кто не мог позволить себе клонирование сразу после смерти питомца, придумали услугу сохранения его клеток для последующего клонирования: она обойдется в 1600 долларов. При этом отдельно оплачиваются ветеринарные услуги по забору генетического материала и ежегодные взносы за хранение.

Китайские ученые смогли клонировать кота почти на двадцать лет позже, чем э

Новости партнеров

«Эксперт»
№11 (1155) 9 марта 2020
ГНЕВ СУЛТАНА
Содержание:
Усмирение султана

Россия принуждает Турцию к конструктивному диалогу с помощью общих политических и экономических проектов. Способен ли импульсивный Эрдоган держать слово и есть ли в Турции силы, которые удержат президента от недальновидной политики?

Международный бизнес
Реклама