Вирус непреодолимой силы

Экономика и финансы
Москва, 13.04.2020
«Эксперт» №15-16 (1159)
Мы наблюдаем перестройку системы денежных отношений: авиаперевозчики и туроператоры не возвращают деньги, торговые сети отказываются принимать наличные. Большинство этих действий незаконно, но из-за ограничений эффективно бороться с этим невозможно

Иллюстрация: ИГОРЬ ШАПОШНИКОВ

Целые отрасли экономики находятся под угрозой из-за мер, принимаемых для борьбы с коронавирусом, и неудивительно, что некоторые компании стараются переложить проблемы на своих клиентов или деловых партнеров.

Для начала рассмотрим одни из самых пострадавших от коронавируса отраслей — авиаперевозки и туризм. Некоторые авиакомпании вместо возврата денег за отмененные рейсы зачисляют эту сумму на счета бонусных программ для последующей покупки авиабилетов у этих же компаний. Таким образом они пытаются минимизировать свои потери. Перевозчиков можно понять: если борьба с коронавирусом затянется, они могут разориться, даже несмотря на поддержку государства. Да и насчет самой поддержки ясности нет: той же авиации и туризму пока обещали лишь прямое субсидирование убытков и «недопущение свертывания» уже открытых кредитных линий банков плюс полтора миллиарда рублей тем, кто вывозит россиян из других стран.

Никто никуда не летит

Из российских авиакомпаний деньги за билеты сейчас не возвращают, например, «Аэрофлот» (технически не дает возможность оформить возврат), «Победа» (согласны вернуть только после 1 июня 2021 года), «Уральские» авиалинии» (возвращают деньги, только если это предполагает тариф). Для того чтобы оценить масштаб проблемы, достаточно взглянуть на статистику международных рейсов российской авиации: в первом полугодии 2019 года было перевезено 24,5 млн пассажиров (на 18% больше, чем годом ранее). В 2020-м, если бы не коронавирус, цифра была бы еще больше — соответственно, если оценивать совсем грубо, в марте–июне 2020 года не смогли или не смогут совершить запланированные поездки более 17 млн человек; если предположить, что билет обошелся каждому в десять тысяч рублей, то речь идет как минимум о 170 млрд рублей, и это без учета внутренних рейсов. Если предположить, что хотя бы треть пассажиров купила билеты заранее, то выходит, что наши граждане не могут получить живыми деньгами около 60 млрд рублей.

Однако с точки зрения российского законодательства все происходящее не повод отказываться возвращать живые деньги. «Ситуации отмены рейсов в связи с распространением коронавирусной инфекции должны квалифицироваться как случаи вынужденного отказа от перевозки. При этом пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку; при частичном выполнении — за невыполненную часть, — рассказывает управляющий партнер компании SKS Confidence Law Firm Сергей Козлов. — Предлагаемые некоторыми авиаперевозчиками “компенсационные механизмы” ограничивают права потребителя (в том числе, например, через установление предельного срока использования “сертификата”, “бонусного счета”), хотя в случае добровольного согласия пассажира с этими правилами являются вполне законными». Если авиакомпания не захочет учесть мнение пассажира, то можно обращаться в суд.

Руководитель арбитражной практики юридической фирмы Vegas Lex Виктор Петров добавляет, что возврат пассажирам ваучеров (миль) вместо денег или предоставление иных привилегий — это фактически предложение некой ко

Новости партнеров

«Эксперт»
№15-16 (1159) 13 апреля 2020
Захлебнулись нефтью
Содержание:
Точка разрыва

Рынок нефти переживает беспрецедентный профицит предложения. Независимо от того, удастся ли странам — участницам ОПЕК+ реализовать план скоординированного сокращения добычи, к началу лета резко сократить предложение заставит исчерпанность мощностей для хранения коммерческих запасов. В худшем сценарии ценовое дно марки Brent составит 10—15 долларов за баррель

Реклама