Авторитейл включил аварийный сигнал

Русский бизнес
Москва, 20.04.2020
«Эксперт» №17 (1160)
Треть предприятий российского авторитейла скоро может оказаться на грани разорения. Отрасль просит у государства налоговых и других льгот, а также решительных действий в долгосрочной перспективе для создания прозрачного рынка услуг по продаже автомобилей

АРТЕМ ГЕОДАКЯН/ТАСС

Наряду с другими отраслями экономики бизнес по продаже и обслуживанию автомобилей сегодня попал в критическую ситуацию: из-за карантина в большинстве российских регионов оказались под запретом не только их продажа, но и обслуживание, что снизило выручку авторитейла практически до нуля. Одновременно он ощущает на себе и последствия новой девальвации рубля: из-за начавшегося роста цен неминуем очередной существенный спад спроса. «Продленные до конца апреля выходные в связи с распространением коронавируса очень негативно отразились на всех предприятиях розничной торговли, в том числе на автодилерах, — говорит Константин Авакян, руководитель проектов по бизнес-процессам группы автодилерских компаний «Автоспеццентр». - Расходы остались прежними: аренда, обслуживание бизнеса, зарплаты сотрудникам, а доходы значительно сократились. Это может стать причиной закрытия до 30 процентов компаний-автодилеров».

Десятая часть розницы

По данным ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), в настоящее время в России насчитывается 3300 дилерских автоцентров, в которых работает более 300 тыс. человек. Ежегодный оборот российского авторитейла — порядка трех триллионов рублей, это чуть меньше десяти процентов оборота всей российской розницы (по данным Росстата, 33,5 трлн рублей в 2019 году). Самые крупные предприятия российского авторитейла — «Рольф», «Автомир», «Мейджор», «Транстехсервис», «Ключавто», «Авилон», «Автоспеццентр»: они продают по 30–80 тыс. автомобилей в год, ежегодный оборот ведущих автодилеров достигает 50–150 млрд рублей.

В свое время участники авторынка рассчитывали, что в России будет ежегодно продаваться три-четыре миллиона автомобилей, на самом же деле продажи в последние годы оказались почти вдвое меньше. В итоге авторитейл в России превратился в довольно рискованный бизнес, из которого на обочину вылетают порядка сотни компаний ежегодно: по данным аналитического агентства «Автостат», если в начале 2012 года в России насчитывалось 4100 тыс. автодилеров, то на начало 2020-го их осталось 3300 (см. график 1).

Одно из наиболее громких разорений последних лет — гибель в 2018 году компании Genser, которая перед своим закрытием продавала в год около 30 тыс. автомобилей 17 марок в 45 салонах в различных регионах страны, имея выручку около 50 млрд рублей в год. Помимо Genser разорились такие крупные автодилеры, как «Независимость» (дилер BMW, Audi, Volvo, Jaguar, Land Rover), «Аояма» (Honda), «Рус-лан» (Volkswagen). Ну а в прошлом году дилерский бизнес всколыхнуло судебное дело против ведущей компании отрасли «Рольф», руководство которой обвиняют в валютных махинациях. Сегодня часть топ-менеджмента компании находится под следствием и в розыске. На рынке ходят слухи о возможной продажи части активов «Рольфа», однако пока компания продолжает свою деятельность, удерживая лидерские позиции.

В ближайшее время в отрасли не исключены новые громкие банкротства. «Сейчас, в отсутствие продаж, российский авторитейл находится в тяжелейшем состоянии: по наши

Новости партнеров

«Эксперт»
№17 (1160) 20 апреля 2020
QR-кратия
Содержание:
Коронавирус на службе государства

Искренне веруя в миссию по спасению россиян от любых бед, государство вступило в эпоху всеобщего цифрового контроля. Есть ли место для демократии в карантине?

Главная новость
Реклама