Борис Гройс: «Коронавирус стал селебрити, которому завидуют»

Политика
Москва, 20.04.2020
«Эксперт» №17 (1160)
Известный философ и теоретик искусства — о том, какую карьеру сумел себе сделать коронавирус, почему ему завидуют и к чему приведет гибель среднего класса

КРАСИЛЬНИКОВ СТАНИСЛАВ/ITAR-TASS

Укрупнение, мобилизация и кооперация — вот три процесса, которые становятся особенно востребованы в кризисные и катастрофические периоды. Выживают только сплоченные и большие коллективы, выстроенные на каркасе жесткой вертикали и гибкой горизонтали, а все маленькое, автономное и столь милое сердцу, увы, разрушается, подобно карточному домику, как только мир в очередной раз попадает в зону экономической и социальной турбулентности. И сегодняшний кризис не станет исключением.

Как считает Борис Гройс, известный философ и теоретик искусства, приглашенный профессор Нью-Йоркского университета, коронавирус окончательно сотрет с лица земли средний класс со всей его независимостью и уточненной культурой, а на его месте поставит людей особой стати и силы — образованных, но не знающих традиционной культуры, более того — не видящих в ней никакого смысла. В мире после пандемии победят именно такие — крупные, мобилизованные и сплоченные корпорации, для которых искусство — это дизайн, а Римская империя — священный Предтеча из прошлого.

— Борис Ефимович, если использовать глобальную оптику, что, на ваш взгляд, коронавирусу уже удалось обнаружить и выявить в структуре нашего общества?

— Вы знаете, первое, что обнаружил коронавирус, вернее, что отличает его, так это то, что он стал главным селебрити. Коронавирус сегодня — звезда «номер один». Вирус стал «вирусным» — произошла буквальная реализация метафоры. Посмотрите на современную медийную повестку. Даже мы с вами сейчас обсуждаем не Трампа, а вирус. Интересно, что не так давно на сайте The New York Times публицист Росс Доутхат обратил внимание на то, что существует огромный сектор американского интернета, который считает этот вирус фикцией, придуманной либералами.

Однако мне кажется, что все дело в той медийной карьере, которую делает этот вирус в современной культуре. Если помните, в свое время про набирающего известность Майкла Джексона тоже ведь стали говорить: «Да какая он звезда? Посмотрите, он же и с детьми спит, и танцует так себе, да и петь он вообще не умеет». И ровно то же самое стали говорить про коронавирус — что он, дескать, на самом деле никого и не заражает, что он типа обычного ОРВИ, что он слабее, чем тот же самый грипп. То есть его значение стали активно занижать.

Коронавирус очень хорошо обнаруживает структуру современной карьеры как таковой. И его значимость принижают потому, что он стал селебрити, а любой селебрити — раздражает. Селебрити и его медийной карьере начинают завидовать или, по меньшей мере, он начинает раздражать потому, что его вдруг становится слишком много.

— Но вот скажи, что Майкла Джексона не надо слушать, потому что он плох морально и профессионально, и тебе самому от этого ничего не будет — не слушай на здоровье. Но с вирусом так не получится. Он может тебя убить.

— Ну и что? В том медийном мире, в котором мы живем, это не довод, понимаете? Я в этом контексте вспоминаю известный текст Бодрийяра «Войны в Заливе не было», в котором он утверждает, что война в Персидском за

Новости партнеров

«Эксперт»
№17 (1160) 20 апреля 2020
QR-кратия
Содержание:
Коронавирус на службе государства

Искренне веруя в миссию по спасению россиян от любых бед, государство вступило в эпоху всеобщего цифрового контроля. Есть ли место для демократии в карантине?

Главная новость
Реклама