Выжить в консервной банке

Русский бизнес
Москва, 20.04.2020
«Эксперт» №17 (1160)
Три года назад региональные ритейлеры приняли решение создать франчайзинговую сеть «Хороший выбор», чтобы выстоять в конкуренции с федеральными сетями. Сегодня это дает им шанс преодолеть кризис

В последние годы конкуренция на рынке сетевого ритейла постоянно ужесточалась. Федеральные сети неуклонно наращивали свое присутствие в регионах на фоне слабого роста, а затем и снижения реальных доходов населения. Дошло до того, что часть магазинов лидеров отрасли, наперегонки гнавшихся за увеличением числа торговых точек, начала терять рентабельность из-за слишком плотной локализации, и их пришлось закрывать. На этом фоне региональные сети чувствовали себя весьма неуютно. Их единственное преимущество — они ближе «к земле»: лучше знают регионального потребителя и поставщиков. А федералы сильны тем, что благодаря своей рыночной силе получают от поставщиков лучшие ценовые условия и поэтому могут поддерживать более низкие цены на полках — и это существенное конкурентное преимущество, когда покупатели не слишком платежеспособны. Однако региональным сетям было предложено решение, которое позволило бы им сочетать сильные стороны федеральных и региональных ритейлеров: три года назад появилась франчайзинговая сеть «Хороший выбор», объединившая под этим брендом несколько регионалов. Ее цель — стать третьей по оборотам сетью на российском рынке. О том, как участие в этом проекте помогает местной торговле развиваться, рассказывает Сергей Леонов, директор по развитию сети «Хороший выбор»

— На рынке уже есть сеть SPAR, развивающаяся на основе франчайзинга. Были и альянсы региональных сетей. Чем отличается проект «Хороший выбор?

Прежде всего целями. У нас, если сформулировать узко, они состоят в снижении давления маржинальности федеральных сетей на малых игроков. То есть, во-первых, мы стремимся увеличить совокупную закупочную массу наших сетей и тем самым приблизиться по закупочным условиям к федеральным конкурентам. Во-вторых, уменьшить давление, которое мы называем «давление новациями»: сегодня IT-решения, внедряемые в больших сетях, благодаря которым ритейл становится другим, очень дороги, и ни одна из региональных сетей не может себе позволить купить полностью инфраструктуру, которая оптимизирует затраты и повышает конкурентоспособность в управлении процессами. Наша сеть дает возможность купить или разработать модули такой инфраструктуры в складчину и использовать совместно. И в-третьих, совместное использование логистической инфраструктуры. Для региональных сетей ее, как правило, организуют дистрибуторы, по сути лишнее звено, увеличивающее себестоимость товара и к тому же навязывающее собственные условия в формировании ассортимента. А мы создаем свою логистическую инфраструктуру и сами осуществляем управление товарными категориями.

У SPAR нет объединенных закупок, совместной логистической и IT-инфраструктуры, они не управляют категориями централизованно. Их модель построена на известности бренда и централизации технологических решений в части торгового оборудования.

А что касается других объединений или союзов, альянсов, как угодно, то из них практически никто не остался на рынке. Основная их проблема в том, что они действовали не в рамках законов Ро

Новости партнеров

«Эксперт»
№17 (1160) 20 апреля 2020
QR-кратия
Содержание:
Коронавирус на службе государства

Искренне веруя в миссию по спасению россиян от любых бед, государство вступило в эпоху всеобщего цифрового контроля. Есть ли место для демократии в карантине?

Главная новость
Реклама