Электричество встает на крыло

Русский бизнес
Москва, 25.05.2020
«Эксперт» №22 (1163)
Создание компактного электродвигателя из сверхпроводящих материалов дает России возможность серьезно продвинуться в процессе создания самолета с новой силовой установкой

ИПХФ РАН

Демонстратор технологий, летных качеств, эффективности топливного элемента и других новшеств, которые призваны начать эру электрического авиатранспорта, созданный на базе самолета «Сигма-4», к взлету готов. Тема электродвижения нова для всех ведущих авиационных мировых производителей. И, по мнению отечественных разработчиков, у России есть все шансы стать одним из лидеров в этой сфере. Сегодня в стране ведется два проекта, цель которых — создать самолет с силовой установкой, в основе которой — электроэнергия. Для координации работы заинтересованных компаний и научных центров Научно-исследовательский центр «Институт имени Н. Е. Жуковского» разрабатывает комплексную целевую программу «Электродвижение», которая в ближайшие месяцы должна быть представлена на рассмотрение в Министерство промышленности и торговли РФ.

 

На чем полетим

 

Первый проект входит в научно-исследовательскую работу (НИР)

«Перспективные ГСУ» (ГСУ — гибридные силовые установки), Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ) имени П. И. Баранова — головной научной организации авиационного двигателестроения в стране.

В рамках этой программы разрабатывается полностью электрическая силовая установка, где в качестве источника энергии используются водородные топливные элементы, которая предназначена для небольших летательных аппаратов — беспилотников и легких учебно-тренировочных самолетов. Первый раз самолет с водородным двигателем был продемонстрирован публике в ходе МАКС-2019. Для создания демонстрационной модели был выбран легкий двухместный самолет «Сигма-4». Как пояснил профессор Юрий Добровольский из Института проблем химической физики РАН, большая часть работ по переоборудованию самолета с электродвигателем на водородных топливных элементах пришлась на возглавляемую им группу. «Просто вынули всю начинку и заменили ее новым оборудованием, — рассказывает он. — При этом топливный элемент похож на тот, который был использован нами в автомобиле (см. “Первый хочет стать главным” “Эксперт” № 48 за 2019 год. — “Эксперт”), но для самолета он был облегчен по понятным причинам». В итоге силовая установка заняла место пассажира.

Мощность электродвигателя составляет 75 кВт, дальность полета самолета — около 300 километров. Пока возможность установки подобного двигателя считается эффективной для небольших самолетов вместимостью до 12 пассажиров и дальностью полета 300–400 километров.

По словам Юрия Добровольского, самолет уже «бегает» по институтскому полю, и только нынешние антивирусные мероприятия и связанные с ними ограничения не позволяют поднять его в воздух для полноценной демонстрации и проверки возможностей.

Второй проект — «Электролет СУ-2020» — имеет более амбициозные задачи. Планируется создать демонстратор гибридной силовой установки, в состав которой войдет традиционная тепловая машина, генератор, аккумуляторы и электродвигатель с использованием эффекта высокотемпературной сверхпроводимости проектной мощностью 500 кВт.

Обе работы, которые выполняет ЦИАМ, предусматрив

Новости партнеров

«Эксперт»
№22 (1163) 25 мая 2020
От чумы не застрахуешься
Содержание:
Долгая жизнь под вопросом

Коронавирус и хронический дефицит качественной медицинской помощи заставляют говорить о возвращении к исключительно бюджетному финансированию здравоохранения. Однако дело не в типе финансирования. Ничего не изменится, пока не станет ясно, какие болезни в России будут лечить бесплатно, а за что люди будут платить сами

Международный бизнес
Наука и технологии
Реклама