По гарвардскому счету

Наука и технологии
Москва, 25.05.2020
«Эксперт» №22 (1163)
В МГУ уже до конца года может начаться самая крупная с 1930-х годов организационная реформа. Ориентир — англосаксонские университеты с их вековыми традициями. При этом под угрозой оказались традиции самого МГУ

АНТОН НОВОДЕРЕЖКИН/ТАСС

За последние две недели ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий несколько раз заявил, что главный вуз страны готовится к большим переменам. В его структуре появится новая прослойка: научные школы, которые должны будут оптимизировать научный и образовательный процесс в многочисленных подразделениях университета. «…У нас 42 факультета, более 20 научных институтов с большим кадровым потенциалом, все это надо собрать вокруг прорывных направлений, чтобы повысить эффективность», — сказал Садовничий в интервью ТАСС 28 апреля и напомнил, что «все ведущие университеты мира давно это сделали».

Новость преподносилась как рабочая идея, которая найдет отражение в проекте программы развития университета до 2030 года и будет вынесена на обсуждение его высшего органа управления — Совета трудового коллектива — нынешней осенью. Но заинтересованная научная общественность восприняла информацию так, что вопрос о реформе решен и дискуссии в университете идут не в том ключе, будет или нет МГУ оптимизировать свою структуру, а в том, будет ли эта реорганизация формальной или существенной.

Официальной позиции по этому вопросу пока нет. Ректор университета оставил пространство для дискуссий, довольно-таки противоречиво разъяснив суть будущих преобразований. По его словам, «структура факультетов останется», при этом «группы факультетов объединятся в научные школы». «Все будут поступать, как и прежде, на факультеты», однако школы внедрятся и в образовательный процесс: будут разрабатывать новые учебные планы для факультетов, что позволит «не загонять студентов первого курса в узкий коридор обучения». Виктор Садовничий также утверждает, что автономия факультетов сохранится, но одновременно из его слов можно сделать вывод, что часть функций перейдет от факультетов к школам.

Неопределенность лишь подогревает интерес. «Эксперт» попытался выяснить, как будет организована «более эффективная» работа вуза, чем займутся школы, а чем — факультеты, кто от этого выиграет, что обо всем этом думают российские ученые и какой опыт наработан за рубежом.

 

Объединяй и властвуй

 

На сегодня известно примерное количество научных школ, которые предполагается создать: от 14 до 16. Известно, что каждая школа будет отвечать за конкретное «прорывное направление в науке», актуальное как минимум на ближайшие десять лет. Сформулирована цель: по словам г-на Садовничего, это повышение международного статуса и эффективности работы университета. Неизвестно главное: как все это будет работать на практике.

В России есть несколько вузов, которые тоже создавали на базе факультетов научные школы, но в качестве ориентира новой схемы работы ректор неожиданно назвал Российскую академию наук. В ее структуре есть отделения общей тематической направленности (к примеру, Отделение нанотехнологий и информационных технологий), а в их составе — секции более узкой специализации (Секция информационных технологий и автоматизации, Секция нанотехнологий и т. д.). Руководство РА

Новости партнеров

«Эксперт»
№22 (1163) 25 мая 2020
От чумы не застрахуешься
Содержание:
Долгая жизнь под вопросом

Коронавирус и хронический дефицит качественной медицинской помощи заставляют говорить о возвращении к исключительно бюджетному финансированию здравоохранения. Однако дело не в типе финансирования. Ничего не изменится, пока не станет ясно, какие болезни в России будут лечить бесплатно, а за что люди будут платить сами

Международный бизнес
Наука и технологии
Реклама