Space Americana

Наука и технологии
Москва, 25.05.2020
«Эксперт» №22 (1163)
Американцы полны решимости самостоятельно возобновить пилотируемые полеты в космос. Это первый шаг к колонизации Луны, и Белый дом уже подготовил необходимую юридическую базу, предложив всем партнерам подписать «Соглашение Артемиды», закрепляющее право США эксплуатировать эту и другие планеты по своему усмотрению

Американская компания SpaceX уже доставила в Космический центр имени Кеннеди свою тяжелую ракету Falcon-9. Ее решено установить на стартовой площадке 39А. И если не произойдет ничего непредвиденного, то уже в среду поздно вечером по московскому времени в рамках специальной демонстрационной миссии эта ракета выведет на орбиту многоразовый пилотируемый корабль Crew Dragon, который впервые в истории доставит к МКС экипаж из двух американских астронавтов — Дагласа Хёрли и Роберта Бенкена. «Мы открываем новую эру полетов человека в космос, — гордо написал в своем твиттере директор NASA Джим Брайденстайн. — Американские астронавты вновь полетят на американской ракете с американской территории». И это произойдет впервые за последние девять лет.

Известно, что полет пройдет по наиболее короткой траектории и займет всего около 15 часов. «После старта мы проверим скафандры. А дальше у нас запланирован сон, — рассказал журналистам Даглас Хёрли, побывавший в начале мая в Звездном городке. — А уже на следующее утро, после завтрака, мы вновь протестируем скафандры, а также систему ручного управления кораблем, после чего начнем готовиться к стыковке с МКС — она произойдет незадолго до полудня».

По словам Хёрли, теперь для управления пилотируемым кораблем используются сенсорные экраны — такая система значительно отличается от той, что существовала на челноках Space Shuttle, прежде всего потому, что «требует очень продуманных действий». Но на самом деле все эти тесты и манипуляции не более чем стандартная перестраховка на случай возникновения нештатной ситуации. Как сообщил заместитель руководителя программы коммерческих полетов NASA Стив Стич, на подлете к станции корабль действительно выполнит несколько маневров сближения, но при этом сама стыковка произойдет полностью в автоматическом режиме.

Точный срок пребывания нынешнего экипажа Crew Dragon на станции до сих пор неизвестен — он может составить от одного до четырех месяцев. Как говорят в NASA, здесь очень многое будет зависеть от того, насколько оперативно команда агентства вместе со специалистами SpaceX сможет подготовить к полету следующий экипаж Crew Dragon, в состав которого войдут уже три американца: Майк Хопкинс, Виктор Гловер-младший, Шеннон Уокер и один астронавт японского космического агентства JAXA Соити Ногути. Планируется, что эта экспедиция отправится к МКС в конце лета нынешнего года или в начале осени. Правда, прежде чем это произойдет, сам корабль Crew Dragon должен доказать свою надежность на всех этапах нынешней исторической миссии.

Глава NASA Джим Брайденстайн не намерен впредь платить за места на российских кораблях «Союз» для своих астронавтов 54-02.jpg АНТОН НОВОДЕРЕЖКИН/ТАСС
Глава NASA Джим Брайденстайн не намерен впредь платить за места на российских кораблях «Союз» для своих астронавтов
АНТОН НОВОДЕРЕЖКИН/ТАСС

Впрочем, у самих астронавтов никаких сомнений на этот счет нет. Командир корабля Роберт Бенкен прямо заявил, что ждет «очень гладкого полета» и «мягкого возвращения на Землю». «Мы станем первыми за долгое время людьми, которые совершат не приземление, а приводнение в Атлантическом океане у берегов Флориды, — говорит Бенкен. — Уверены, что такая посадка окажется немного мягче, чем приземление на “Союзе”, но жестче, чем на Space Shuttle».

Можно не сомневаться, что успешная миссия Crew Dragon позволит американцам не только отказаться от использования наших «Союзов», но и вступить с Россией в жесточайшую конкурентную борьбу за право возить туристов к МКС после 2025 года. Но самое главное, что, освоив весь комплекс технологий пилотируемой космонавтики, США теперь будут самостоятельно устанавливать правила использования космического пространства, не считаясь ни с нормами международного права, ни с интересами других стран, которым в лучшем случае отводится вспомогательная роль восторженных статистов.

 

Последний заказ

 

Американцы уже много лет выражают недовольство монополией «Роскосмоса» на пилотируемые запуски к МКС — она сложилась на рынке после прекращения программы полетов многоразовых кораблей Space Shuttle в 2011 году. Это привело к тому, что для доставки своих астронавтов на станцию NASA все время приходилось покупать места на российских «Союзах». Только за последние пять лет американцы потратили на эти цели свыше миллиарда долларов. Всего же, по словам главного инспектора NASA Пола Мартина, его ведомство приобрело более 70 мест на «Союзах» потратив на это порядка четырех миллиардов долларов. Причем цена за место все время росла чуть ли не в арифметической прогрессии. Так, если девять лет назад оно обходилось национальному космическому агентству США примерно в 25–30 млн долларов, то уже в прошлом году цена выросла почти до 85 млн долларов. Такие расценки заметно выше тех, что предлагают частные космические компании для доставки астронавтов на своих пилотируемых кораблях. Например, та же SpaceX готова продавать место на Crew Dragon всего за 55 млн долларов. Более того, глава этой компании Илон Маск не раз намекал, что при стабильной и полной загрузке своих кораблей (по шесть-семь астронавтов в каждом) он готов рассмотреть возможность снизить цену за место чуть ли не до 35–40 млн долларов.

Наконец, помимо Crew Dragon в резерве у NASA есть еще один пилотируемый корабль — Starliner, который создает корпорация Boeing. Правда, первый испытательный полет этой капсулы в прошлом году завершился полным провалом: Starliner не смог включить двигатели в нужное время и не долетел до МКС. Тем не менее, как утверждают в Boeing, корпорация сделала все необходимые выводы, устранила неисправности и готова провести еще один тестовый запуск в беспилотном режиме в конце нынешнего года или в начале следующего. На эти цели NASA уже зарезервировало в своем бюджете почти 410 млн долларов. Что же касается стоимости доставки одного астронавта на Starliner, то в Boeing ее не раскрывают, но эксперты космической отрасли США уверены, что она не превысит 80–90 млн долларов.

Таким образом, вполне вероятно, что уже в конце этого года в распоряжении NASA будут сразу две модели новых пилотируемых кораблей для доставки астронавтов к МКС. А значит, нужда в российских «Союзах» отпадет сама собой. Правда, буквально на днях официальный представитель NASA Стефани Ширхольц сообщила, что ее ведомство после долгих раздумий все-таки приняло решение приобрести в этом году у «Роскосмоса» еще одно дополнительное место на «Союзе» за 90,25 млн долларов на тот случай, если с программой Crew Dragon возникнут какие-либо сложности. Эта сумма включает весь комплекс услуг по подготовке к запуску, а также операции во время полета, приземления и даже доставку на МКС порядка 800 кг грузов в течение двух с половиной лет. Но это, судя по всему, последний контракт по продаже мест на «Союзах», который NASA подписало с «Роскосмосом».

Известно, что в ближайшие пять лет американское аэрокосмическое агентство намерено отправить как минимум дюжину миссий к МКС, доставив на станцию по меньшей мере полсотни человек. И все эти люди, как ожидается, полетят исключительно на американских пилотируемых кораблях. Правда, Джим Брайденстайн говорит, что NASA и «Роскосмос» вполне могут рассмотреть возможность обмена местами на своих пилотируемых кораблях, но о платных полетах к МКС речи уже не идет.

Наконец, после 2025 года федеральное правительство США прекратит финансирование МКС, а эксплуатация американского сегмента станции будет отдана на откуп частным компаниям. Как они будет его использовать, тоже известно — возить туда космических туристов. Так, буквально на днях стало известно, что на МКС пройдет часть съемок нового приключенческого фильма с Томом Крузом в главной роли. Эту картину вызвался финансировать лично Илон Маск, поэтому можно не сомневаться, что голливудская звезда отправится туда на корабле Crew Dragon. А вот вопрос, сможет ли «Роскосмос» организовать эффективный бизнес по доставке к МКС космических туристов, до сих пор остается открытым. Текущий прайс-лист нашей космической корпорации выглядит не очень-то привлекательным по сравнению с предложением SpaceX, а перспективы снижения цены полета на «Союзах» хотя бы в полтора раза — весьма туманными.

Еще один важный момент заключается в том, что жизненный цикл самой МКС приближается к концу. Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин говорил нам, что после 2024 года «там все равно возникнет усталость конструкции» многих элементов. Иными словами, уже через несколько лет коммерческое использование МКС так или иначе придется минимизировать, а к 2030 году и вовсе прекратить. Чем после этого займутся наши космонавты, можно только гадать. Иное дело астронавты NASA. На первых порах им предстоит вернуться на Луну и построить там обитаемую базу, а в более отдаленной перспективе — полететь на Марс.

Астронавты Роберт Бенкен и Даглас Хёрли уверены, что предстоящий полет на Crew Dragon пройдет гладко, а возвращение на Землю будет намного мягче, чем на «Союзе» 54-03.jpg NASA
Астронавты Роберт Бенкен и Даглас Хёрли уверены, что предстоящий полет на Crew Dragon пройдет гладко, а возвращение на Землю будет намного мягче, чем на «Союзе»
NASA

 

Сначала Луна, потом станция

 

Еще в марте прошлого года президент США Дональд Трамп потребовал от NASA сделать все возможное, чтобы американцы вернулись на Луну не позднее 2024 года. «Мы должны быть уверены, что следующим мужчиной и первой женщиной, которые ступят на поверхность Луны, будут наши астронавты», — заявил Трамп. По его словам, Луна — это именно та стартовая площадка, с которой его страна начнет практическое освоение дальнего космоса. «Более того, лунная программа гарантирует, что Америка станет первым в мире государством, которое установит свой флаг и на Марсе», — уверен президент США. А вице-президент Майк Пенс пообещал добиться от Конгресса выделения любых необходимых средств для достижения этих целей. «Предыдущие администрации не уделяли этому проекту должного внимания, поэтому и требуемого финансирования он не получал. Мы такой ошибки не допустим», — подчеркнул Пенс. Только в нынешнем году конгрессмены увеличили бюджет NASA до 25,2 млрд долларов, из которых чуть менее трети составят расходы, так или иначе связанные с лунной программой. Если верить данным NASA, то в ближайшие четыре года на этот проект будет потрачено 35 млрд долларов в ценах 2017 года. А вся программа полета на Луну обойдется менее чем в 70 млрд долларов. Но эксперты полагают, что на самом деле итоговая сумма окажется как минимум в полтора раза больше.

Напомним, что изначально NASA планировало начать освоение естественного спутника Земли со строительства окололунной станции LOP-Gateway, первые модули которой планировалось вывести в космос уже в нынешнем году. Их предполагалось разместить на высокоэллиптической гало-орбите, чтобы минимизировать использование топлива и оптимизировать доступ к лунной поверхности. Правда, как говорят российские эксперты, такая орбита потребует корректировки как минимум дважды в месяц. Так, самая ближняя точка LOP-Gateway к Луне составит всего около трех тысяч километров, а самая дальняя — примерно 70 тыс. километров. Последнее имеет принципиальное значение, так как позволяет кораблю с наименьшими энергозатратами отправиться на Марс. На первых порах в NASA подчеркивали международный статус будущей окололунной станции и даже выражали готовность обсудить участие в этом проекте России. Но очень скоро стало ясно, что это не более чем красивые слова. Так, США четко дали понять, что при строительстве LOP-Gateway можно использовать только американские стандарты, которые значительно отличаются от российских. По сути это означало, что нашей стране нужно полностью перестроить свою космическую промышленность либо приобретать для своих сегментов американские подсистемы и технологии. А компромиссное предложение «Роскосмоса» использовать не общие стандарты, а общие интерфейсы, американцы с негодованием отвергли. «Там всякий раз подчеркивали, что NASA — лидер этого проекта и стандарты будут задавать только США», — говорил нам один из участников дискуссии. А все попытки урегулировать эти вопросы путем переговоров завершились полным провалом. Директор NASA Джим Брайденстайн в прошлом году сделал попытку пригласить Дмитрия Рогозина в США, но под давлением Конгресса вынужден был отозвать свое приглашение. А на ответную инициативу главы «Роскосмоса» провести консультации в России американцы так и не ответили. И, в общем, понятно почему.

Несколько месяцев назад Национальный совет по космосу США принял решение изменить план реализации лунной программы, получившей название «Артемида», а строительство LOP-Gateway перенести на более поздний срок. Более того, официальный представитель NASA Брайан Дюхерст заявил, что США самостоятельно профинансируют этот проект в полном объеме. «Бюджет позволяет нам выделить средства на создание и электродвигательного, и жилого модуля. А это два основных сегмента LOP-Gateway, — говорит Дюхерст. — Тем не менее мы продолжаем переговоры с партнерами по всему миру и надеемся на успех». Уже известно, что те модули, которые страны-партнеры изготовят для LOP-Gateway, будут выведены на орбиту не ранее 2026 года, а американские сегменты окололунной станции появятся в лучшем случае на год раньше. Но на сроки реализации лунной программы США это никак не повлияет. «Могу вам гарантировать, что с точки зрения физики LOP-Gateway для высадки астронавтов на Луну в 2024 году нам не нужна», — заявил теперь уже бывший заместитель руководителя NASA по пилотируемым программам Дуглас Ловерро. А Джим Брайденстайн и вовсе назвал окололунную станцию «необязательным проектом», который, хоть он и остается важной частью долгосрочной программы «Артемида», для дела потребуется значительно позже. Но как же тогда американцы окажутся на естественном спутнике Земли?

 

Не успеть при всем желании

 

Это произойдет в три этапа. На первом из них, уже в следующем году, новая ракета сверхтяжелого класса SLS запустит в космос корабль Orion. Эта капсула без экипажа проведет на орбите Луны немногим менее месяца, удалившись от нее на 60 тыс. км, после чего вернется на Землю. На втором этапе, в 2023 году, состоится первый пилотируемый полет Orion с четырьмя астронавтами на борту. Предполагается, что в рамках этой миссии корабль облетит Луну по траектории «свободного возврата». И наконец, на третьем этапе, в 2024 году, все тот же Orion доставит к Луне специальный посадочный модуль вместе с двумя астронавтами NASA, которые спустя пятьдесят два года вновь ступят на поверхность естественного спутника Земли.

Впрочем, пока все это выглядит как красивая идея, а не досконально проработанный проект. На сегодня из всей необходимой для лунной программы техники у NASA есть только экспериментальный образец корабля Orion, созданный корпорацией Lockheed Martin. Его первый испытательный полет без экипажа состоялся в конце 2014 года. А пилотируемый запуск несколько раз переносился — то из-за неготовности ракеты SLS, то еще по каким-то техническим причинам. Но все это не помешало Маку Пенсу летом прошлого года торжественно объявить, что создание Orion для экипажа миссии «Артемида-I» завершено и он готов выполнить первый исторический полет.

Еще хуже обстоят дела с ракетой SLS, которая, собственно, и должна доставить Orion к Луне. Над этой программой стоимостью 20 млрд долларов корпорация Boeing работает уже почти десять лет, но готового изделия она представить так и не смогла. Летом прошлого года Джим Брайденстайн заявил, что SLS готова на 90% и что в ближайшее время инженеры установят на нее четыре мощных двигателя RS-25, после чего можно будет начать летные испытания. Но буквально на днях глава NASA сказал, что работа над этой ракетой временно приостановлена из-за распространения коронавируса в сборочном центре «Мишуд» в штате Луизиана. А чуть позже стало известно, что агентство намерено перенести первый старт SLS на ноябрь будущего года. Кстати, один запуск этой ракеты обойдется в 1,6 млрд долларов, а в случае крупного серийного заказа цену можно будет снизить примерно до 800 млн долларов. Илон Маск прямо назвал это национальной трагедией и предложил использовать для лунной программы свою тяжелую ракету Falcon Heavy, которая обойдется менее чем в 100 млн долларов.

Но самое главное, у NASA нет посадочного модуля для высадки астронавтов на Луну. Только в начале мая этого года агентство подписало контракты на разработку таких аппаратов с тремя частными компаниям — SpaceX, Blue Origin и Dynetics. На эти цели выделено чуть менее трех миллиардов долларов. Предполагается где-то через десять месяцев эти фирмы представят свои проекты посадочных модулей, из которых NASA выберет один-единственный вариант, который и будет запущен в серию. «Этими контрактами мы открываем захватывающее партнерство с лучшими представителями отрасли для достижения национальный целей. У нас впереди много работы, но я уверен, что мы добьемся успеха», — заявил журналистам Дуглас Ловерро. Тем не менее надо понимать, что даже если прототипы спускаемых модулей удастся сделать в срок, то на их испытания и доработки уйдут многие годы. Иными словами, можно не сомневаться, что запустить астронавтов на Луну в последний год первой каденции президента Трампа NASA не сможет при всем желании. Однако это вовсе не означает, что проект «Артемида» имеет какие-то технические изъяны или в принципе невыполним. Эксперты считают, что, скорее всего, американские астронавты снова ступят на поверхность естественного спутника Земли после 2028 года. Но Дональд Трамп уже сейчас очень хочет войти в историю именно как покоритель Луны в самом широком смысле этого слова.

 

По праву сильного

 

На днях американский президент подписал указ, который устанавливает право США использовать ресурсы Луны в национальных интересах. «Американцы имеют право вести коммерческие исследования на Луне и других объектах Солнечной системы, добывать там ресурсы и использовать их в соответствии с применимым законодательством», — говорится в документе. Более того, в указе прямо сказано, что космос юридически и физически является уникальным пространством для деятельности человека, но США не рассматривают его в качестве всеобщего достояния. Наконец, документ фиксирует еще одно важное положение: «США не признают “Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах”». Заметим, что последний документ не имеет серьезного статуса в международном праве, его ратифицировали всего 13 государств, среди которых нет ни одной космической державы. Тем не менее позиция США выглядит вполне однозначно, особенно с учетом их претензий на ресурсы Луны и других планет Солнечной системы.

Конечно, можно не придавать этому особого значения, если бы не одно важное обстоятельство. Буквально через пару недель после указа Трампа Джим Брайденстайн представил так называемое «Соглашение Артемиды». Этот международный документ устанавливает общее видение и набор принципов для всех партнеров США, которые так или иначе намерены присоединиться к американской лунной программе. Его подписание является обязательным и де-факто означает, что партнеры США не только признают лидирующую роль Америки в освоении космического пространства, но и верховенство национального американского законодательства в этой области. Правда, Брайденстайн утверждает, что принципы «Соглашения Артемиды» в значительной степени базируются на положениях Договора о космосе 1967 года, который помимо США подписали и ратифицировали свыше сотни государств, включая СССР. «Наша цель — создание безопасной и прозрачной среды, которая облегчит исследование, научную и коммерческую деятельность для всего человечества», — говорит глава NASA. Но на самом деле это не более чем красивые слова, за которыми скрываются вполне ясные гегемонистские устремления США в отношении космоса. Например, в «Соглашении Артемиды» фигурируют так называемые зоны безопасности, которые, понятное дело, американцы установят по своему усмотрению. Причем границы этих зон и их масштаб никем и ничем не ограничивается, кроме разве что фантазий чиновников NASA. В самом агентстве говорят, что эти зоны нужны для того, чтобы предотвратить «вредоносное вмешательство», но каким способом это предполагается сделать, не уточняют.

Иными словами, США полны решимости захватить Луну и установить там свои порядки. Причем оспорить это право, например, в Совбезе ООН, не представляется возможным. А на следующем этапе США почти наверняка выйдут из Договора о космосе, согласно которому Луна и другие небесные тела не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими способами. Вот что по этому поводу говорится в докладе Центра новой американской безопасности, который стал неформальной фабрикой мыслей Национального совета по космосу США: «За этим запретом стоит тот же уровень мудрости, что и за буллой папы Александра VI от 1496 года, которая разделила неисследованный мир между Португалией и Испанией. Эта булла обладала всей полнотой юридической власти, пока Англия и Нидерланды не решили, что это не так и не начали действовать вне рамок этого документа». Эксперты этого же центра уже предложили Белому дому развернуть американские космические средства в ключевых точках на околоземной орбите, чтобы те могли служить своего рода фортами, которые смогут противодействовать в космосе другим державам, если они попытаются нанести ущерб национальным интересам США. А это уже означает не что иное, как милитаризацию космического пространства, и создает реальную угрозу интересам России. Проблема, однако, в том, что подходящего ответа на этот вызов у нас пока нет. Российская ракета сверхтяжелого класса «Енисей» будет готова в лучшем случае через восемь лет. Лунного посадочного модуля у нас нет даже в проекте. Максимум, что мы можем сделать, — отправить через год автоматическую станцию «Луна-25» на южный полюс естественного спутника Земли, чтобы застолбить там себе хоть какой-то участок поверхности.

Новости партнеров

«Эксперт»
№22 (1163) 25 мая 2020
От чумы не застрахуешься
Содержание:
Долгая жизнь под вопросом

Коронавирус и хронический дефицит качественной медицинской помощи заставляют говорить о возвращении к исключительно бюджетному финансированию здравоохранения. Однако дело не в типе финансирования. Ничего не изменится, пока не станет ясно, какие болезни в России будут лечить бесплатно, а за что люди будут платить сами

Международный бизнес
Наука и технологии
Реклама