Журналистика — это просто бизнес

Общество
Москва, 01.06.2020
«Эксперт» №23 (1164)
«Надежда на то, что государство придет и деньгами из бюджета решит все проблемы средств массовой информации, — это абсолютная утопия», — считает Алексей Волин, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

ВИТАЛИЙ НЕВАР/ТАСС

В коронакризис редакция «Эксперта» работала без пауз. Мы не пропустили ни одного номера, насыщали сайт, максимально подробно информировали читателей о событиях в России и мире. К счастью, ни один сотрудник не заразился и не заразил остальных. Удалось обойтись без сокращений, хотя в ближайшие месяцы рынок не сулит ничего хорошего. И у нас не получилось попасть в список предприятий, которые могут претендовать на какую-либо поддержку государства. И то же государство в лице московской мэрии выдало журналистам особый пропуск, признав нашу работу общественно значимой. Но представления о значимости профессии у нас с государством разнятся.

В мире отрасль традиционных СМИ давно считается уязвимой и требующей поддержки. Прессе и независимым телеканалам сокращают налоги, заказывают социальный контент (в каждом издании, а не в избранных), дотируют распространение. Давно стало понятно, что ни на рекламе, ни на интернет-доходах заработать нельзя — СМИ выживают на средства владельцев и «информационном сопровождении» крупных компаний и госконтор. Зависимость от агрегаторов и поисковиков и налоговая нагрузка, в первую очередь на фонд оплаты труда, вынуждает экономить на журналистах, на качестве, на глубине материалов. Писать долго и подробно невыгодно, лучше быстро выстреливать «коротышами», ориентируясь на хештеги, правила SMM, повестку дня. Такова картина мира для нас. О том, как ее видят в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, нам рассказал заместитель министра Алексей Волин.

— Как вы оцениваете ситуацию на рынке СМИ? Издания закрываются, редакции бунтуют против владельцев, рекламных денег мало и, наконец, удар коронавируса… Так ли все плохо?

— На рынке СМИ мы видим две разнонаправленные тенденции. Во-первых, традиционные средства массовой информации радикально увеличивают свою аудиторию, причем во всех сферах. Это касается как телевидения, где очень сильно увеличилось телевизионное смотрение, так и интернета. Причем мы видим, что основной трафик интернет-сайтам сегодня дают традиционные средства массовой информации. Там, конечно, есть и чисто интернетовские, типа «Ленты.ру» и «Газеты.ру». Но все равно их аудитория зачастую меньше, чем аудитория СМИ, которые изначально считались сугубо офлайновыми.

— Можно ли измерить это резкое увеличение аудитории?

— Если говорить про общее увеличение совокупной аудитории, то за последние несколько месяцев она увеличилась примерно на 150 миллионов пользователей. Не людей, а пользователей, то есть мы складываем аудиторию различных сайтов, которые пересекаются.

Одновременно мы видим, что по деньгам это ничего не дало, потому что у телевидения реклама проседает на 30–40 процентов, у радио — на 90 процентов, у многих интернет СМИ — порядка 30–40 процентов. И ладно бы это случилось в месяце, который связан с карантином и самоизоляцией, но мы не видим особой заинтересованности рекламодателей на последующие периоды. Не стоит очередь желающих разместиться на лето или на осень. Мы видим

Новости партнеров

«Эксперт»
№23 (1164) 1 июня 2020
ТОРМОЗНУТЬ КИТАЙ
Содержание:
Конец Кимерики

Мечте о дуополии Китая и Америки сбыться не суждено: Трамп идет холодной войной на Пекин. Задавить в торговле и экономике не получится, но политические санкции позволят разбить цепочки поставок в КНР хайтек-продукции и остановить технологический спурт Китая

Главная новость
Экономика и финансы
Международный бизнес
Реклама