Незавершенное строительство и недостатки государственного управления

Недостатки в системе государственного управления не позволяют быстро и эффективно сокращать количество проблемных недостроев, финансируемых за счет бюджета

Не завершенное вовремя строительство — это потери для бюджета страны. Но на самом деле проблема гораздо шире. Зачастую такие объекты препятствуют доступности получения гражданами медицинских услуг, образования, комфортной городской среды, транспорта. Тому есть реальные примеры:

В 2007 году в Костроме началась реконструкция госпиталя для ветеранов войн, но через год она была приостановлена. Фактические расходы составили 7,3 млн рублей, на завершение проекта денег нет.

В Орловской области почти двадцать лет простаивает недостроенный мост через реку Быстрая Сосна. Строительство капитального железобетонного моста началось в начале 2000-х. В настоящее время собственника у моста нет, в связи с чем поставить его на учет и завершить строительство невозможно.

В Архангельской области есть районный центр Шенкурск, город и его жители отрезаны от остального мира рекой Вага. Единственная связь с миром — понтонный мост, который принадлежит частной фирме (проезд платный — для легкового автомобиля 80 рублей в одну сторону). Зимой открывается переправа по льду со всеми рисками в части безопасности. В период весеннего ледохода и подъема воды движение по мосту закрыто, для переправы задействуют платный паром, люди вынуждены рисковать жизнью, чтобы попасть домой, в районную больницу и т. д. Планов строительства капитального моста у региональных органов исполнительной власти нет.

В 2019 году мы в Счетной палате провели масштабный анализ незавершенного строительства, финансируемого за счет бюджетных средств. Наш анализ выявил ряд существенных недостатков в системе госуправления в этой сфере.

Мы выделили ряд болевых точек, устранив которые, на наш взгляд, можно начать эффективно решать проблему незавершенного строительства:

Найти ответственного. На данный момент законодательно не установлен федеральный орган госвласти, который отвечает за вопросы незавершенного строительства. Необходимо его назначить и наделить соответствующими полномочиями, так как координировать эту работу необходимо.

Оцифровать и классифицировать данные. Большая работа необходима в направлении цифровизации. Актуальность «цифры» мы особенно ощутили в условиях пандемии. На всех уровнях власти есть большие объемы данных, но эти данные не систематизированы, зачастую не оцифрованы и не позволяют видеть оперативную картину для принятия эффективных управленческих решений. Мы предложили правительству присвоить каждому объекту, строительство которого осуществляется с привлечением бюджетных средств, уникальный идентификационный номер, который позволит видеть всю информацию о нем на всех этапах жизненного цикла — от принятия решения о его создании до ликвидации (сноса и т. п.).

При этом система сбора данных должна позволить представить их в отраслевом разрезе (образование, здравоохранение, транспортная инфраструктура и проч.), по назначению (школа, поликлиника, больница, бассейн и проч.), а также в разрезе госпрограмм, нацпроектов.

Собирать оперативную отчетность. Есть вопросы и к отчетности. Сейчас данные по

Новости партнеров

«Эксперт»
№25 (1166) 15 июня 2020
Искушение цифрой
Содержание:
Цифровые экспериментаторы

«Московские власти начинают опасный эксперимент по ликвидации в столице свободы воли», — думают гуманитарии. «Технология не виновата, но политики должны создать нормальные правовые рамки ее использования», — отвечают технократы

Наука и технологии
Реклама