Второе светодиодное пришествие

Русский бизнес
Москва, 15.06.2020
«Эксперт» №25 (1166)
Производители светотехники просят правительство предоставить им ряд преференций, обещая взамен увеличить локализацию производства светодиодов в России. Но выйти на производство полного цикла уже вряд ли получится

Кризис негативно сказывается на светотехнической промышленности страны, и, если не принять мер поддержки, начнется череда банкротств отечественных производителей, а рынок окончательно перейдет под контроль иностранных, прежде всего китайских, компаний. В своем недавнем письме к главе правительства России Михаилу Мишустину компании, входящие в Ассоциацию производителей светодиодов и систем на их основе (АПСС), предлагают властям оказать содействие в создании консорциума производителей светодиодной техники на основе действующей ассоциации и под покровительством Минпромторга РФ, а также предоставить ряд преференций отечественной светотехнике. Инициаторы письма из АПСС уверены, что полную локализацию производства светодиодов обеспечить можно. Однако ряд участников рынка считают, что полный цикл производства светодиодов нам уже не поднять. Тем не менее организация производства полного цикла светодиодов для специальных применений (ультрафиолетовые и инфракрасные диоды) в России крайне актуальна и вполне возможна.

 

Как растят диоды

 

Технологическая цепочка полного цикла в производстве светодиодов включает в себя несколько основных этапов, на каждом из которых утвердились свои игроки.

Первый этап — выращивание гетероструктур методом газофазной эпитаксии. Его принцип в том, что в газовой среде на подложку осаждаются пары различных соединений, прежде всего нитрид галлия. Оседая, они формируют гетероструктуру, которая при прохождении электрического тока светится ровным синим светом. Сейчас помимо пионеров и мировых лидеров этого метода — американской Cгее и японской Nichia — эпитаксию освоили в ограниченном числе компаний: это Lumileds (США), Seoul Semiconductor (Южная Корея), Soara (США), Epistar (Тайвань), Sanan Optoelectronic (КНР), Plessy (Великобритания).

Второй этап — создание чипов. После того как гетероструктура выращена, ее режут на отдельные чипы и на каждом из них формируют миниатюрные площадки для электрических контактов. Здесь играют все компании, перечисленные выше, плюс около десятка китайских, две-три европейских и чуть больше — американских.

Третий этап — корпусирование светодиодов. Чип нужно поместить в тот или иной корпус, подсоединить электрические контакты и нанести на каждый чип люминофор, чтобы получить необходимый свет. На выходе получается светодиод. Этот этап технологически прост, поэтому здесь игроков больше на порядок. Все они покупают готовые чипы у вышеназванных компаний. Есть как минимум четыре российские компании, занимающиеся корпусированием, в мире же таких сотни.

 

Цена ошибки

 

Попытки вывести на российский рынок полностью отечественный светодиод уже предпринимались. Наиболее амбициозным был проект, который намеревался реализовать холдинг «Российская электроника», входящий в «Ростех».

Как рассказывал в 2012 году в интервью «Эксперту» генеральный директор холдинга «Российская электроника» Андрей Зверев (см. «Это будут чисто российские светодиоды», № 33 за 2012 год), создание полного производственного цикла оценивалось

Новости партнеров

«Эксперт»
№25 (1166) 15 июня 2020
Искушение цифрой
Содержание:
Цифровые экспериментаторы

«Московские власти начинают опасный эксперимент по ликвидации в столице свободы воли», — думают гуманитарии. «Технология не виновата, но политики должны создать нормальные правовые рамки ее использования», — отвечают технократы

Наука и технологии
Реклама