Электрокары берут реванш

Наука и технологии
Москва, 22.06.2020
«Эксперт» №26 (1167)
Сегодня машины с электрической силовой установкой занимают в мировом парке автомобилей едва различимые 0,7%. Но именно эти агрегаты станут доминирующим средством сухопутного колесного транспорта к середине нынешнего столетия

Традиционные автомобили с двигателем внутреннего сгорания (ДВС), похоже, доживают последние дни: очередной вираж научно-технического прогресса приговорил их пылиться на обочине истории. Не сразу, конечно: автомобили на ДВС попыхтят еще пару десятков лет, а потом будут лишь время от времени встречаться в отдаленных районах планеты как анахронизм. И вслед им будут оборачиваться люди, обгоняющие странные для них транспортные средства с шумными дымящимися моторами на тихих, экодружелюбных машинах на батарейках.

Матч технологий. Судья пристрастен

Конкуренция технологий в такой, казалось бы, традиционной отрасли, как автомобилестроение, идет по нарастающей уже десяток лет. В совершенствование электрокаров и особенно аккумуляторных батарей для них вложены миллионы человеко-часов труда ученых и инженеров, миллиарды долларов инвестиций ведущих автоконцернов и независимых инновационных бизнесов. Особый интерес схватке электрокаров и традиционных машин с двигателями внутреннего сгорания придает тот факт, что государства не являются независимыми рефери, они активно «подсуживают» электрической команде, используя для этого богатый арсенал мер стимулирования и принуждения производителей и потребителей к «правильному» выбору. Правильность электрического выбора считается аксиомой на основе одного-единственного незамысловатого факта — электрокары заведомо более экологичны в местах своей эксплуатации. При этом о результатах расчетов полной нагрузки на экологию процессов производства и утилизации электроавтомобилей, батарей и электроэнергии для них публике обычно не докладывают.
Но даже несмотря на многолетнюю обильную господдержку, действительно массовый рыночный взлет электроавтомобилей никак не наступает. Вокруг электрокаров накопилось гигантское количество мифов, а значительная часть неравнодушной к теме публики, в том числе эксперты, четко разделилась на два непримиримых лагеря — электрооптимистов и электроскептиков. Не стала исключением и редакция журнала «Эксперт». Поэтому мы решили сделать серию публикаций об электрическом транспорте, дав высказаться всем сторонам. Начинают оптимисты.

Стряхнуть пыль с чертежей

«Месть электрокара» — так называется нашумевший в начале 2010-х годов американский документальный фильм, где снялись такие голливудские звезды, как Тим Роббинс и Дэнни Де Вито. В киноленте американский режиссер Крис Пейн проводит идею, что технологии электрокаров в свое время были незаслуженно забыты, и сейчас этот вид транспорта обрушивает на традиционный автопром свое возмездие.

По сути, так и есть: электрокар имеет больше прав назваться первым автомобилем в истории. На такой машине английский изобретатель Томас Паркер появился перед глазами изумленной публики в Лондоне в 1884 году, и это произошло на год раньше, чем состоялся исторический выезд немца Готлиба Даймлера на своей самодвижущейся повозке на ДВС, и эта дата во многом благодаря усилиям корпорации Daimler почему-то считается днем рождения современного автомобиля. Мало кто помнит, что в США

Новости партнеров

«Эксперт»
№26 (1167) 22 июня 2020
Повтор не гарантирован
Содержание:
Промышленная политика посткризисной России: прибрать к рукам добавленную стоимость

Через пятнадцать лет мы вполне можем получить намного более сильную и сложную промышленность. Для этого даже не надо бросать силы на все отрасли — достаточно постепенно перетягивать на себя производственные цепочки там, где у нас уже есть заделы и очевидный спрос

Наука и технологии
Реклама