Промчаться над водной гладью

Русский бизнес
Москва, 29.06.2020
«Эксперт» №27 (1168)
Производители судов на подводных крыльях пытаются восстановить былое величие и прокладывают новые маршруты

ПРЕСС-СЛУЖБА (ЦКБ ПО СПК) ИМ. Р. Е. АЛЕКСЕЕВА

В России после долгого перерыва возрождается производство судов на подводных крыльях. В советское время «Ракеты» и «Метеоры» не только красиво мчались над водой, но еще и выполняли важную социальную роль: их маршруты соединяли городки и поселки, добираться до которых по суше было сложно и долго, а то и вовсе невозможно, зато по реке — в самый раз. Причем и доступность была соответствующая: например, по одной из оценок, себестоимость пассажиро-километра поездки на «Ракете» в 1964 году составляла около полутора копеек. Иногда это было даже дешевле поездки на автобусе по тому же маршруту.

К началу 1990-х, на которые пришелся закат эры судов на подводных крыльях (СПК), было построено около трех тысяч таких пассажирских судов, из них «Метеоров», «Ракет», «Восходов» первого поколения — примерно по 300 единиц, «Комет» — 166, судов «Полесье» — 114. Часть из них до сих пор в строю, но сколько всего, доподлинно неизвестно.

Запас прочности судов советской постройки, а некоторым из них уже по 40–45 лет, заканчивается. Потребность только в «Метеорах» оценивается примерно в 50 единиц.

Судоходные пути сообщения проходят по 60 регионам России, в которых проживает 80% населения страны и производится до 90% ВВП. До многих из них по суше сегодня не добраться, а по воздуху слишком дорого. Один из способов решения проблемы — возобновление строительства судов на подводных крыльях. Преимущество СПК перед обычными судами в их высокой скорости, что позволяет преодолевать большие расстояния за короткое время.

Генеральный директор Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) имени Р. Е. Алексеева Сергей Итальянцев рассказал «Эксперту» о планах на экранопланы, а также о том, что может помешать возрождению отрасли, когда-то составлявшей гордость отечественного судостроения.

Как нам снова подняться на крыло

Чем вызван нынешний интерес к возрождению строительства СПК?

— Толчком к развитию пассажирского скоростного судостроения стало заседание Госсовета, прошедшее в 2016 году. На нем отмечалась важность развития судоходства, потенциал которого сравним с железнодорожным. Водные пути — это транспортные артерии общей протяженностью сто тысяч километров. Причем для некоторых регионов, особенно связанных с северным завозом, водный транспорт незаменим.

Тогда было запущено сразу несколько проектов, в том числе по скоростным судам на подводных крыльях. Были разработаны технические проекты судов на подводных крыльях «Валдай 45Р» класса «Р», затем проект судна «Комета 120М» для эксплуатации на морских линиях. Проекты разрабатывало наше ЦКБ, оно же вело техническое сопровождение постройки головного образца «Кометы», строило головное судно «Валдай 45Р» и разворачивало серийное строительство.

Часто в отношении судов на подводных крыльях высказывается претензия, что они неэкономичны и потому-то и перестали быть востребованными после развала СССР. Проблема их экономической эффективности решена?

— В России есть регионы, где такие суда просто жизненно не

Новости партнеров

«Эксперт»
№27 (1168) 29 июня 2020
Мячик сдулся
Содержание:
Белорусы наносят ответный удар

«Революция надежды» не отправит Александра Лукашенко на покой, но последствия этой президентской гонки могут навсегда изменить политический климат в Белоруссии.

Реклама