«Мы всех обошли»

Специальный доклад
Москва, 06.07.2020
«Эксперт» №28 (1169)
Глава ОСК Алексей Рахманов — о перспективных технологиях и материалах, применяемых в судостроении, и о том, в чем у России есть преимущество

ОЛЕГ СЕРДЕЧНИКОВ

Российское судостроение, большая часть которого консолидирована в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), переживает ренессанс. Из последних новостей можно отметить спуск на воду атомного ледокола «Урал», третьего в серии атомных ледоколов проекта 22220 с ядерной силовой установкой мощностью 60 МВт, закладку четвертого — «Якутии», выход на заключительный этап испытаний головного ледокола этого проекта — «Арктики» (предполагается его ввод в эксплуатацию уже в этом году). В начале июня Андреевский флаг был поднят на ракетном подводном крейсере стратегического назначения «Князь Владимир». Это головной подводный корабль усовершенствованного проекта 955А — атомных подводных лодок четвертого поколения, которые будут составлять основу морских стратегических ядерных сил России. Активно строятся суда на подводных крыльях, рыбопромысловые, круизные, научно-исследовательские. В мае на дно Марианской впадины погрузился беспилотный «Витязь» — первый в мире автономный аппарат, опустившийся более чем на десять тысяч метров.

По оценкам Минэкономразвития, в ближайшие пятнадцать лет будет обеспечен платежеспособный спрос на несколько сотен судов различного назначения. Среди них более 100 рыболовецких, свыше 90 транспортных классов «море» и «река — море», порядка 70 вспомогательных и судов технического флота, около 80 единиц судов и морской техники для освоения шельфовых месторождений. И это без учета военного заказа.

Удовлетворить этот спрос без применения в производстве передовых технологий и материалов судостроителям вряд ли удастся. «Эксперт» поговорил с президентом ОСК Алексеем Рахмановым о технологической политике компании и ее отношении к инновациям.

— В 2011 году в ОСК была принята программа инновационного развития компании до 2015 года с перспективой до 2020-го…

— Эта программа сейчас актуализирована до 2025 года и даже дальше. Мы последовательно убеждали и убеждаем наших как военных, так и гражданских заказчиков, что в судостроении планирование менее чем на срок жизненного цикла корабля или судна бессмысленно. То есть взгляд должен быть на двадцать пять — тридцать лет вперед.

Скорость появления различного рода инновационных решений за последние годы очень сильно возросла. Если раньше технологические уклады жили сотни лет, постепенно развиваясь, то теперь все происходит быстрее, пятый технологический уклад имел цикл меньше сорок лет. Видимо, еще меньший цикл будет иметь шестой. Но новые технологии будут находиться в общей канве развития ключевых технологических решений.

Например, несмотря на то что мы уже видели в третьем технологическом укладе переход с паровых машин на электрические двигатели и трудно найти отрасль промышленности, где не было бы электрического мотора, мы сейчас озадачены тем, как сделать этот двигатель компактнее, как поднять его удельную мощность — за счет каких специальных решений.

Поэтому, прогнозируя программу инновационного развития, мы имеем в виду два параметра. Первое: механическая часть, несмотря на довольно длительные с

Новости партнеров

«Эксперт»
№28 (1169) 6 июля 2020
Ещё одна партия
Содержание:
Конституционный пролог к будущему

Президент получил мандат на перезагрузку системы, система — предохранитель от транзитного ожидания. И лоялисты, и оппоненты ждут масштабных преобразований страны

Реклама