Почему российского космоса не видно за юридическим лесом

Несмотря на многочисленные стратегии, регулирование космической деятельности в России не отвечает реалиям мировой экономики. Препятствия на пути коммерциализации отечественного космоса пока остаются непреодолимыми

ПРЕСС-СЛУЖБА ГК «РОСКОСМОС»/ТАСС

В начале июля в Совете федерации состоялись парламентские слушания «О коммерциализации космической деятельности: проблемы и перспективы». Еще раньше стало известно, что наблюдательный совет Роскосмоса 26 мая рассмотрел новую редакцию стратегии развития госкорпорации на период до 2025 года и на перспективу до 2030-го и принял решение о ее дальнейшей доработке. Но где за лесом многочисленных нормативно-правовых документов и долгосрочных планов спряталось дерево государственно-частного партнерства, на котором и должны созреть плоды космических продуктов и услуг?

В мире в последние два десятилетия возобладала тенденция вовлечения в космическую деятельность частных компаний для решения задач, которые раньше решались государственными механизмами. Причиной стала диверсификация космической деятельности и потребность на государственном уровне переложить часть затрат на частный сектор с целью оптимизации бюджетных расходов. Частный бизнес, со своей стороны, стремится освоить или создать новые рынки, конкурентные продукты и услуги. В США привлечение частников к решению государственных задач было закреплено на уровне стратегии в начале 2000-х, затем, уже в следующем десятилетии, оно нашло отражение в космической политике Китая, ЕС, Японии и недавно продекларировавшей такой курс Индии. В Китае в 2016 году была принята Белая книга по космической деятельности, а в Индии политика привлечения частного сектора в космос была провозглашена на правительственном уровне в мае этого года и уже отражена в проекте нового закона о космосе.

Так как космическая деятельность в России в соответствии с Конституцией находится в ведении государства, то логично рассмотреть, как вообще на уровне нормативно-правовых документов определяется коммерциализация космической деятельности и стоит ли в принципе перед органом, отвечающим за космос в нашей стране, такая задача.

Коммерциализация заблудилась в стратегиях

Между подходом к коммерциализации космоса в России и в других странах есть фундаментальное различие. В нашем случае под коммерциализацией понимается получение дополнительного дохода за счет продажи изделий, продуктов и услуг в рамках сложившейся отраслевой структуры, тогда как в других странах это стимулирование роста космического рынка продуктов и услуг путем передачи частным компаниям уже существующих рутинных видов деятельности плюс использование рыночных механизмов для сокращения государственных расходов. При этом за рубежом в качестве первого шага по «коммерциализации космической деятельности» прежде всего задействуются законодательные механизмы для вовлечения или же облегчения доступа в космическую экономику новых игроков.

Поскольку космос в России остается государственной функцией и ее осуществление регламентировано, по идее, производные от нее должны быть четко прописаны. На сегодняшний день к документам, представленным публично, можно отнести закон о космической деятельности 1993 года, «Основные положения “Основ государственной политики в области космической деятельн

Новости партнеров

«Эксперт»
№30 (1171) 20 июля 2020
Вопреки разуму
Содержание:
Фургал: причина или повод?

На прошлой неделе Хабаровск поставил российский рекорд по количеству непрерывных массовых несанкционированных акций. С каждым днем их численность все меньше, однако это не значит, что город успокоился. Жители Хабаровска настороженно ждут ответов на вопрос, кто и как будет управлять их регионом. Репортаж нашего корреспондента из Хабаровска

Главная новость
Реклама