Индивидуальная мобилизация

Русский бизнес
Москва, 27.07.2020
«Эксперт» №31-34 (1172)
Распространение электросамокатов и прочих новых средств индивидуальной мобильности с электромотором вызывает противоречивую реакцию в обществе. Между тем этот рынок бурно растет, особенно на фоне пандемии, и срочно требует норм регулирования

Пандемия всколыхнула спрос на альтернативные средства передвижения на электрическом ходу: стремясь избегать общественного транспорта, люди все более широко используют электросамокаты, гироскутеры, моноколеса, электровелосипеды и прочие так называемые средства индивидуальной мобильности (СИМ) на электромоторах. Например, в группе «М.Видео–Эльдорадо», только в июне прирост продаж электрических СИМ составил 25% и 70% в деньгах, по сравнению с июнем прошлого года. Как рассказали «Эксперту» в сети магазинов «Позитроника», спрос на электросамокаты этим летом у них вырос в два раза по сравнению с прошлогодними показателями. Почти втрое скакнул спрос на некоторые виды СИМ и на сайте объявлений «Авито».

Легче, дешевле, функциональнее

Создание первого самоката приписывают каретному мастеру из Германии Михаэлю Кесслеру, который в 1761 году сконструировал «самоходную площадку для передвижения», отдаленно напоминающую современный самокат. В начале прошлого века на самокаты начали устанавливать моторы: первые моторизированные самокаты начала серийно выпускать в 1915 году компания Autoped в Нью-Йорке. Примечательно, что с самого начала на такие самодвижущиеся устройства ставили как компактные двигатели внутреннего сгорания, так и электромоторы (в конструкции Autoped электромотор был встроен в переднее колесо). Однако первые электросамокаты из-за несовершенства свинцовых батарей и электромоторов были тяжелыми, громоздкими и к тому же дорогими. Настоящий прорыв случился в начале 2000-х, когда технологии и появление литий-ионных аккумуляторов позволили делать электросамокаты легкими, быстрыми, с большим запасом хода и при этом доступными по цене.

В последние годы продажи электросамокатов во всем мире переживают бурный рост: по данным Statista, в нынешнем году объем рынка достигнет почти 50 млн единиц, на 47% больше, чем в 2016-м (см. график 1). Россия не отстает от этого тренда. Если в начале 2010-х продажи электросамокатов в стране исчислялись десятками тысяч единиц, то сейчас счет идет на сотни. Например, маркетологи «М.Видео–Эльдорадо», заявляют, что только за первое полугодие текущего года продажи электросамокатов в России уже превысили 100 тыс. единиц.

Помимо электросамокатов распространенные виды электрических СИМ — электрические гироскутеры (платформа с двумя колесами на электрическом приводе без ручки, ноги на которую ставятся параллельно) и моноколеса (движение построено на работе одного колеса, ноги помещаются на подставки, расположенные с двух сторон от него), а также электрические велосипеды. Среди этих устройств электросамокаты занимают доминирующие позиции: по оценкам «М.Видео–Эльдорадо», 77% от общего количества электрических СИМ (в прошлом году было 60%). Гироскутеры и моноколеса сейчас занимают 22%, и их доля снижается. А доля электрических велосипедов сейчас оценивается на уровне одного процента (см. график 2). «Спрос на гироскутеры снижается из-за ограниченного функционала и отсутствия инноваций, а сам сегмент становится нишевым, — говорит Ва

Новости партнеров

«Эксперт»
№31-34 (1172) 27 июля 2020
Вами манипулируют
Содержание:
Еще одна рецессия

Мешать восстановлению экономики во второй половине 2020 года будут девальвация, низкие сборы налогов, мировой спад, плохой торговый баланс, низкий спрос со стороны населения. Трудно найти фактор, который будет способствовать росту. А в 2021 году правительство может урезать расходы и тем самым подорвать будущий рост

Международный бизнес
Реклама