Искусство менять ландшафты

Русский бизнес
Москва, 27.07.2020
«Эксперт» №31-34 (1172)
История одной ландшафтной компании на фоне экономических кризисов России

Ландшафтный дизайн сегодня выживает так же, как любой другой малый и средний бизнес. Частные компании по озеленению — это узкий сегмент рынка, где, как и в других отраслях производства услуг, приходится бороться за выживание, конкурировать с государственными корпорациями, муниципальным монополизмом и «дикими бригадами», приспосабливаться к экономическим кризисам и адаптироваться под форс-мажорные условия карантина во время эпидемии коронавируса. История «Паер+», одной из старейших частных компаний по озеленению, в этом отношении одновременно уникальна и универсальна. Она показывает, как за последние двадцать лет менялись и условия жизни в стране, и отношение людей к своему жилому пространству, их благосостояние и культура. От оборонительного «дома — неприступной крепости» до уютного «дома — цветущего сада».

«Это вопрос личной культуры, а не количества денег»

Новый дом — новые заботы. Особенно если участок один, а дом — второй. В прошлом году Татьяна Кулябина, учредитель группы компаний контейнерных перевозок Holding Finance, построила на своем участке в Ново-Успенском новый дом. Земельный участок с готовым домом она купила еще тринадцать лет назад. Дом отремонтировала, а участок пришлось облагораживать.

«В то время дизайном еще никто не занимался. Мне посоветовали какого-то дядю, которого отрекомендовали большим специалистом. Мне хотелось сразу гулять в своей роще, не ждать, пока все вырастет из кустов. Он развел меня на какое-то огромное количество деревьев, — вспоминает Татьяна. — Деревья умирали пачками, потому что были неправильно высажены — без учета света и тени, нужного заглубления корней. В какой-то момент у меня опустились руки, когда я вспомнила, сколько все это стоило».

Сейчас, когда на участке появился еще один дом, пришлось полностью изменить ландшафт. Архитектор, которая строила второй дом, порекомендовала компанию «Паер+»: «Я с ними работала на другом объекте, у них профессиональный подход. Они не самые дешевые в Москве, но попробовать стоит». Как это должно выглядеть, Татьяна Кулябина даже не представляла, поэтому приехавшим сотрудникам «Паер+» предложила составить проект и «осметить» его. Цена окончательного проекта бодрила: порядка семи миллионов рублей.

«Ландшафтники — такие люди: им главное, чтобы было красиво. Говорят: “На этой полянке (три на пять метров) можно сделать японский сад. Будет стоит миллион”. Нет, говорю, я проживу без японского сада, придумайте альтернативное решение, дешевле. Они: “Тогда за полмиллиона можно сделать сад трав”. Я спрашиваю: “А еще варианты есть?” Сошлись на том, что мне сделали второй розарий», — улыбается Татьяна.

Перечень работ занял несколько страниц убористым шрифтом. На участок купили 4227 новых кустов. Поставили освещение, сделали автополив. Полностью изменили ландшафт той части, где стоял новый дом: проложили подходные дорожки, выложили газоны. Красиво подстригли отросшие туи и бонсаи. Поторговались за окончательную цену — благодаря тому, что заказ пришелся на конец сезона (начали в авг

Новости партнеров

«Эксперт»
№31-34 (1172) 27 июля 2020
Вами манипулируют
Содержание:
Еще одна рецессия

Мешать восстановлению экономики во второй половине 2020 года будут девальвация, низкие сборы налогов, мировой спад, плохой торговый баланс, низкий спрос со стороны населения. Трудно найти фактор, который будет способствовать росту. А в 2021 году правительство может урезать расходы и тем самым подорвать будущий рост

Международный бизнес
Реклама