«Щедрая двойка» и «скупая четверка» Европы

Политика
Москва, 27.07.2020
«Эксперт» №31-34 (1172)
Страны Евросоюза предприняли попытку совместными усилиями найти выход из экономического кризиса, но спровоцировали кризис политический, который ставит под вопрос саму перспективу дальнейшего существования ЕС в прежнем формате

STEPHANIE LECOCQ/POOL/EPA

Европейскому союзу в последнее время явно не везет: кризисы, подобно океаническим волнам, один за другим накрывают организацию, разламывая ее на куски. Выход Великобритании из ЕС стал не только моральным ударом для союза, куда, как принято было считать, стремятся все страны континента, но и материальным: Лондон был самым крупным после Берлина донором Брюсселя. А коронавирус и вызванный им карантин нанесли сильный удар по европейской экономике и сокрушительный — по политической структуре ЕС. Единой европейской политики борьбы с вирусом не наблюдалась, все страны ЕС мгновенно разбежались по своим национальным квартирам. После того как первый испуг, вызванный пандемией, прошел, европейцы опомнились и принялись реанимировать институты Евросоюза, дабы показать их эффективность в деле восстановления экономики. Однако судорожная попытка проявить единство и солидарность внесла еще более серьезный раскол и сумятицу в организацию.

Торг здесь уместен

Саммит лидеров ЕС, на котором должны были принять бюджет союза на ближайшие семь лет и утвердить план финансовой помощи наиболее пострадавшим от коронавируса странам, предполагалось провести за два дня. Помощь нуждающимся (прежде всего Италии и Испании) в 750 млрд евро должны были занять на финансовом рынке от имени ЕС, и все страны должны были нести коллективную ответственность по займу. Но не тут-то было: блок стран, получивших уничижительное прозвище «скупая четверка» и состоящий, как это ни странно, из пяти государств: Дании, Нидерландов, Швеции, Австрии и Финляндии, отказался визировать заранее подготовленный документ. Эти страны потребовали, чтобы предоставление помощи было увязано с экономическими реформами. Страны «скупой четверки» считают, что Испания, Италия и Франция, мягко выражаясь, не полностью используют все имеющиеся ресурсы.

Например, в Испании уровень безработицы в первом квартале 2020 года превысил 14%, а среди молодежи достиг 33%. Тем не менее страна в промышленных масштабах привлекает рабочую силу из Восточной Европы и Северной Африки, в то время как «безработные» испанцы предпочитают сидеть на пособиях. Италия не так давно снизила пенсионный возраст с 67 до 62 лет, а Франция отложила повышение пенсионного возраста из-за массовых протестов населения, в то время как в большинстве «жадных» стран граждане трудятся до 67 лет.

«Щедрая двойка» — Франция и Германия, которые предпочитают решать в Евросоюзе все вопросы самостоятельно, такого поворота событий ожидали, поскольку «скупая четверка» обозначила свою позицию по этому вопросу еще в апреле на саммите министров финансов стран ЕС. Тем не менее возмущению президента Франции Эммануэля Макрона не было предела: по неофициальной информации, он даже стучал кулаком по столу и грозил покинуть переговоры. Учитывая, что в итоге Франция в качестве страны, особо пострадавшей от коронавируса, получит 40 млрд евро, поведение Макрона выглядит не только слегка истеричным, но и немного непатриотичным.  

Еще одним камнем преткновения стала проблема восточноев

Новости партнеров

«Эксперт»
№31-34 (1172) 27 июля 2020
Вами манипулируют
Содержание:
Еще одна рецессия

Мешать восстановлению экономики во второй половине 2020 года будут девальвация, низкие сборы налогов, мировой спад, плохой торговый баланс, низкий спрос со стороны населения. Трудно найти фактор, который будет способствовать росту. А в 2021 году правительство может урезать расходы и тем самым подорвать будущий рост

Международный бизнес
Реклама