«Детский мир» выходит на свободу

Повестка дня
Москва, 07.09.2020
«Эксперт» №37 (1175)

МИХАИЛ ДЖАПАРИДЗЕ/ТАСС

АФК «Система» и Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ, создан Российским фондом прямых инвестиций и Китайской инвестиционной корпорацией) полностью выйдут из капитала сети «Детский мир». Таким образом, она станет первой на российском рынке компанией со 100% free float — долей акций в свободном обращении.

«Система» уже дважды продавала свои пакеты акций: в ноябре 2019-го и в июне 2020-го, а теперь она вместе с РКИФ окончательно выходит из капитала сети. Вместе они, в рамках ускоренного формирования книги заявок, продают почти 25% капитала примерно за 21 млрд рублей — по 112 рублей за акцию. К тому же уровню, то есть примерно на 1%, опустились в среду котировки «Детского мира».

Это уникальная ситуация для российского фондового рынка, где крупный акционер, как правило, стремится всеми силами сохранить контроль над активом, даже в ущерб капитализации, которой увеличение free float обычно идет на пользу. Более того, в последние годы прошла целая череда выкупов акций и делистинга: мажоритарии предпочитали полностью контролировать актив, без присутствия миноритарных акционеров.

До сих пор компанией с самым большим free float, примерно 85%, оставался «Яндекс» — правда, с оговоркой, что он имеет акции разных классов, как ряд американских компаний; это позволяет нескольким крупным акционерам контролировать голоса.

В свободном обращении находится также 100% префов Сбербанка России и «Транснефти» — но префы не дают возможности голосовать. Таким образом, «Детский мир» станет пионером — первой компанией, управляемой по американской модели, когда акционерный капитал распылен среди большого числа миноритариев, самыми крупными из которых являются фонды с 5–7%.

Эта новость породила смятение среди игроков и аналитиков: никто не понимает, чего теперь ждать от эмитента. С одной стороны, акционеры «Детского мира» могут больше не опасаться размывания своих долей и тем более принудительного выкупа и делистинга акций, а также любых других недружественных действий мажоритария. С другой — странным выглядит полный выход таких серьезных инвесторов из актива. Что если он перестал быть интересен им? Как он начнет развиваться дальше — перед кем будет отчитываться менеджмент? И в чьих интересах он станет действовать? Американский опыт уже показал: наличие большого числа мелких акционеров приводит к тому, что компании начинают повышать свою капитализацию любыми способами: дивидендами и обратным выкупом — даже тогда, когда бизнес явно не может себе этого позволить. (Подробнее «Эксперт» уже рассказывал об этом: см. «Фонды взяли бизнес за горло», № 25 за 2019 год). Наконец, что помешает некоему крупному инвестору уже через биржу консолидировать крупный пакет и тем самым продавливать свою политику управления? Ответов на эти вопросы пока нет.

Аналитики «Финама» сейчас приостановили покрытие акций «Детского мира»: «Раньше присутствие АФК “Система” в капитале ДМ было своего рода гарантией направления ста процентов прибыли на дивиденды и оценка инвестиционного кейса во многом строилась на дивидендах. Мы не исключаем, что с обновлением совета директоров компания сохранит эту политику, но может получиться и так, что акционеры с большим количеством голосов захотят пойти по другому пути, — говорится в их отчете. — В свете данных событий мы отзываем рекомендацию и приостанавливаем покрытие до появления ясности с дальнейшими планами развития компании».

Для АФК «Система» продажа «Детского мира» означает дополнительные деньги (около 16 млрд рублей), которые, скорее всего, пойдут на погашение ее долгов (198 млрд). Тем не менее на этой новости ее акции несколько снизились: сумма на погашение не такая уж большая, а вот тот факт, что в составе холдинга теперь не будет растущего «Детского мира», инвесторов явно обеспокоил.

Новости партнеров

«Эксперт»
№37 (1175) 7 сентября 2020
ТИК - ТОК, МЫ ПОДОШЛИ ИЗ-ЗА УГЛА
Содержание:
Зачем Америке TikTok

Президент США Дональд Трамп обещает запретить работу популярного приложения в стране, если оно не будет продано американской компании. Но у TikTok с миллиардной аудиторией и без того туманное будущее

Экономика и финансы
Реклама