Прикрылись цифровизацией

Обновленный план восстановления экономики помог отложить на год резкое сокращение бюджетных расходов. Решить проблему бедности, безработицы и сокращения малого бизнеса он вряд ли способен

Правительство утвердило «Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике». Это ответ на падение спроса, доходов граждан, безработицу и все прочие проблемы, которые навалились на нашу и так не слишком активную экономику в 2020 году.

Многие входящие в план меры были приняты еще весной как оперативный ответ на пандемию. Сделать системный документ о том, как страна будет выходить из кризиса и возвращаться на траекторию экономического роста выше 3% годовых, поручил президент в конце весны. План восстановления экономики был представлен в начале июня и отправлен на доработку. Предварительная версия предполагала расходы в размере 5 трлн рублей на 2020–2021 годы. Тогда эксперты усомнились, что денег хватит. Расходы на реализацию новой версии плана оцениваются в 6,4 трлн рублей. Однако в эту сумму включаются и недополученные доходы бюджета, так что говорить о «вливании» в экономику 6,4 трлн рублей не вполне корректно.

Перераспределили силы

Действительно новых инициатив в плане мало, во многом это систематизация уже принимаемых и запланированных ранее мер по стимулированию роста экономики и борьбе с коронакризисом.

Среди задач, которые призван выполнить план, есть такие: рост реальной заработной платы на уровне не менее 2,0% (2,5% в версии плана от 31.05.2020); снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2021 году по отношению к предыдущему, то есть 2020 году (ранее сравнение было с 2019-м); рост розничного товарооборота на уровне не менее 2,5% (ранее 3%); рост объема платных услуг населению на уровне не менее 3,0% (ранее 2,5%). Как видим, многие целевые показатели были скорректированы в сторону понижения, что неудивительно с учетом ухудшающихся прогнозов по мировой экономике в целом и зависимости России от экспорта.

К концу 2021 года число занятых в МСП и индивидуальных предпринимателей должна будет восстановиться до уровня первого квартала 2020 года; темпы роста оборота МСП должны быть выше темпов роста экономики в целом, а ежегодный рост числа малых и средних высокотехнологических компаний должен достигнуть 10% в год. Уровень же безработицы на конец 2021 года не должен превышать 5%.

Именно авторы плана, похоже, не дали Минфину резко сократить расходы в 2021 году: внесенный в Думу на прошлой неделе бюджет предусматривает, что 2021-й также будет закрыт с дефицитом, правда, вполовину меньше дефицита этого года (см. график), на уровне 2,4% ВВП. Однако план в 6,4 трлн рублей вовсе не означает, что расходы вырастут именно на эти 6,4 трлн рублей. Во-первых, как уже указывалось выше, значительная часть этих денег — недополученные доходы (например, на снижение страховых взносов). Во-вторых, некоторая часть денег взята из нацпроектов, которые, соответственно, денег недополучат. 11 млрд рублей за три года отрежут от федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями»; 12,5 млрд — от переоснащения медицинским оборудование

Новости партнеров

«Эксперт»
№41 (1179) 5 октября 2020
Раскол Евразии
Содержание:
Им не хватало воздуха на горных перевалах

Большая кровь в Закавказье требует от России принципиально новых дипломатических подходов. Иначе Карабах рискует превратиться в новый рассадник мирового терроризма

Наука и технологии
Реклама