Автонекомплект

Русский бизнес
Москва, 12.10.2020
«Эксперт» №42 (1180)
Чрезмерное увлечение промышленной сборкой иностранных автомобилей привело к фактическому исчезновению российской отрасли автокомпонентов. Теперь даже отечественные автомобили не могут быть собраны без импортных деталей

СЕРГЕЙ БОБЫЛЕВ/ТАСС

Группа ГАЗ приступила к строительству литейного завода, где будут производиться блоки и головки блоков цилиндров для комплектации отечественных двигателей и моторов ряда зарубежных производителей. Общая стоимость проекта — 2,9 млрд рублей. Пятьсот миллионов из них в качестве кредита на пять лет готов предоставить Фонд развития промышленности. На первые три года ставка составляет один процент годовых, на оставшиеся два года — пять процентов.

Всего же в группе ГАЗ, по словам ее президента Вадима Сорокина, подготовлено десять пилотных проектов по локализации автокомпонентов, общая стоимость которых оценивается в 36 млрд рублей.

Российский автопром настолько сильно подсел на импортные комплектующие, что, как говорит Вадим Сорокин, «отказ от работы с Россией двух-трех глобальных поставщиков может одновременно привести к остановке всей автомобильной промышленности России».

В ходе ряда дискуссий о развитии автопрома, состоявшихся в последнее время, глава группы ГАЗ не раз поднимал тему принятия программы импортозамещения автокомпонентов, реализация которой требует вложений в размере около 240 млрд рублей в течение пяти лет. По мнению Вадима Сорокина, государство должно определить технологии, которые обеспечат наибольший эффект для отрасли, определить приоритеты ее развития и на паритетной основе с производителями профинансировать необходимые НИОКР и запуск производств.

«На кону технологическая безопасность страны», — считает Сорокин.

И как же мы дошли до жизни такой?

 

Хотели как лучше

 

Когда правительство в середине 2000-х годов запускало режим промышленной сборки, цели были благие: привлечь в страну иностранных производителей, за счет этого поднять общий уровень российского автопрома и пересадить всех на более надежные, комфортабельные и экологичные автомобили. Сам режим был для зарубежных концернов вполне щадящий: от них требовалась крупноузловая (как обычно говорят, «отверточная») сборка как минимум 25 тыс. автомобилей в год и локализация производства на уровне 30%. Взамен — льготы на ввоз автокомпонентов (нулевая или сниженная до пяти процентов таможенная пошлина) и ряд других программ поддержки от государства. Затем требования ужесточились: чтобы и дальше иметь льготный режим импорта комплектующих, автопроизводителей обязали собирать здесь от 300 тыс. автомобилей в год с общей локализацией порядка 60%.

На третьем этапе правительство предложило автоконцернам заключение специальных инвестиционных контрактов (СПИК). Подход был индивидуальный: каждый производитель брал на себя собственные инвестиционные обязательства в рамках этих контрактов, в которых прописывалось, что конкретно он должен сделать для повышения уровня локализации.

Но вот проблема: разворачивая здесь производство, иностранные концерны привели сюда и своих проверенных поставщиков автокомпонентов. Уже в 2010 году объем производства «российских иномарок» превысил объем производства отечественных автомобилей. «Результатом режима промышленной сборки стал приход на рынок глобальных платфор

Новости партнеров

«Эксперт»
№42 (1180) 12 октября 2020
Дуга нестабильности
Содержание:
Пожары имперского фронтира

На постсоветском пространстве один за другим вспыхивают политические и межнациональные конфликты. Вокруг России ширится дуга нестабильности. Москва отвечает евразийской интеграцией и личным ресурсом Путина

Реклама