Доля в ледоколе

Экономика и финансы
Москва, 12.10.2020
«Эксперт» №42 (1180)
IPO «Совкомфлота» прошло успешно, в том числе благодаря частным инвесторам. Но акции компании падают

На шесть миллиардов рублей акций «Совкомфлота» купили акционеры-физлица — таким образом они обеспечили 15% спроса на размещении. Все остальное пришлось на крупных инвесторов, примерно поровну российских и иностранных. Всего капитализация компании в результате IPO составила 250 млрд рублей, или около 3,2 млрд долларов. Даже несмотря на то, что размещение прошло по нижней границе ценового диапазона — по 105 рублей за бумагу, это все равно хороший результат. Во-первых, «Совкомфлот» в итоге получил больше денег, чем планировал: 550 млн долларов, а не 500 млн, на которые компания ориентировалась первоначально. Во-вторых, хотя по мультипликаторам «Совкомфлот» стоит значительно дешевле своих азиатских конкурентов, он немного дороже конкурентов, торгующихся в США (см. таблицу).

Тем не менее аллокация (удовлетворение заявок) составила 100%, а из 655 млн штук акций было выкуплено всего 408 млн (62%), остальное взяли на себя андеррайтеры — VTB Capital plc, «Сбер КИБ», Citigroup Global Markets Limited, J. P. Morgan Securities plc. и BofA Securities. То есть спрос был, но нельзя сказать, что чрезмерный: всем, кто подал заявки, удалось купить столько, сколько и просили. Для сравнения: во время SPO Сбербанка в 2012 году заявки российских инвесторов вообще не удовлетворялись, весь объем ушел иностранцам — так много было желающих.

Ледоколы и дивиденды

Основной плюс «Совкомфлота» как эмитента в его специализации: это один из ведущих мировых операторов по морской транспортировке углеводородов, сосредоточенный на работе в сложных ледовых условиях российской Арктики. У «Совкомфлота» один из крупнейших в мире (по числу судов и дедвейту) флотов челночных танкеров ледового класса, газовозов СПГ и ледокольных судов снабжения — 146 судов, еще 24 судна строятся по заказу компании и будут поставлены в 2020–2025 годах. Танкеры «Совкомфлота» вывозят нефть с российских (и не только шельфовых) месторождений, а его ледокольные суда снабжают морские платформы и буровые установки, предлагают допуслуги по разработке шельфовых месторождений — например, управление плавучими наливными хранилищами и логистическое сопровождение. Его ключевые партнеры — «НоваТЭК», «Газпром», «ЛУКойл», «Сахалин Энерджи», Shell, Total, Exxon, «Сибур» и т. д. — весь цвет российского нефтегаза, а офисы находятся в Москве, Новороссийске, Мурманске, на Дальнем Востоке, в Европе, включая Кипр, в Сингапуре и Дубае.

Более 82% компании после размещения осталось в руках государства, что означает дивиденды в размере 50% от чистой прибыли по МСФО. «Совкомфлот», в отличие от ряда госкомпаний, исправно платил их даже в убыточные годы (хотя не исключено, конечно, что в будущем ситуация может изменяться).

Немаловажно и то, что «Совкомфлот» надежно обеспечен заказами: объем законтрактованной выручки — около 20 млрд долларов, что превышает выручку 2019 года в 12 раз. А средневзвешенный срок действия тайм-чартерных договоров (договоров фрахтования судна c экипажем на время) составляет 23 года. Например, именно по таким до

Новости партнеров

«Эксперт»
№42 (1180) 12 октября 2020
Дуга нестабильности
Содержание:
Пожары имперского фронтира

На постсоветском пространстве один за другим вспыхивают политические и межнациональные конфликты. Вокруг России ширится дуга нестабильности. Москва отвечает евразийской интеграцией и личным ресурсом Путина

Реклама